Беременность, роды, малыш до 3 лет

Радости и печали пятой недели

 

К концу четвертой и началу пятой недели в развитии вашего малыша происходит первый скачок. В этот момент органы чувств у ребенка начинают быстро развиваться. Малыш замечает, что в мире происходит что-то новое, все становится незнакомым. Это пугает ребенка. Он может плакать, кричать, чаще тянется к матери. Он ищет защиты и убежища у матери. В этот период ребенок ищет телесного контакта с матерью. Поэтому не стоит удивляться тому, что ребенок вдруг начал требовать больше внимания, стал чаще капризничать и плакать. Это состояние может длиться от одного дня до целой недели.

 

Назад к маме

Ребенок чувствует, что его мир меняется. Он боится перемен, но не может сказать вам об этом. Все, что ему остается, сигнализировать о помощи. Он может чаще тянутся к вам, проситься на ручки, плакать и кричать. Все это для ребенка является способом подать вам сигнал о помощи. Возможно, что своим поведением он сводит с ума весь дом. Однако стоит посмотреть на происходящее со стороны ребенка. У него сейчас сложный период, он нуждается в вашей поддержке. Его успокаивает ваше присутствие.

Малыш может хуже спать, не хочет лежать один в кроватке, либо хочет лежать только на животе. Даже если раньше он вел себя совсем по-другому, такое поведение вполне естественно сейчас. Малыш хочет чувствовать себя защищенным.

 

Крик ребенка делает маму неуверенной в себе

Крик ребенка заставляет маму искать причину крика. Они пытаются понять, в чем причина такого поведения: ребенок голоден, ему холодно, он болен. Они пытаются успокоить ребенка, однако замечают, что крик не является следствием ни одной из перечисленных причин. Они считают, что ребенок капризничает. Если ребенок через небольшой промежуток времени снова ударяется в истерику, окружающие воспринимают это как баловство, каприз. Такое поведение ребенка для мамы и реакция окружающих являются источником страхов и стрессов. Мама начинает беспокоиться, нервничать, придумывать страхи.

Очень часто мама боится, что ребенку чего-то не хватает, либо у него что-то болит. Другие переживают из-за нехватки молока. Однако когда малыша приносят к врачу, все оказывается в порядке.



 

Тесный контакт с матерью поможет малышу снять напряжение

Итак, когда ребенок чувствует перемены во внешнем мире, который он пока воспринимает как неразрывную часть себя, он переживает, волнуется и нуждается в защите. Дайте ему чувство безопасности, помогите ему пережить этот момент. Его крики – сигнал о помощи. Здесь имеет значение все – ваш голос, тепло вашего тела, запах, манера вашего общения, ласка и движения, к которым малыш успел привыкнуть. Он почувствует себя намного лучше, если вы будете рядом. Если вы сможете дать ребенку сейчас чувство защиты, он успокоится и легче переживет неизбежные перемены.

 

Что необходимо знать?

Если ребенок в этот период стал чаще просить грудь, это совершенно нормальное поведение. Он чувствует, что во время кормления грудью он совершенно защищен. Ребенок находится сейчас в состоянии некоторой растерянности, он просит ласки и утешения. Если период затягивается, часто женщина обращается к специалисту по вскармливанию. Иногда матери сомневаются на счет того, хватит ли им молока. Хотя они и хотели бы кормить малыша грудью. Специалисты советуют продолжать кормление грудью в этот период. Также мамы обращаются за советами в другие периоды: на 3 и шестом месяце. Это как раз те периоды жизни малыша, когда происходят новые скачки в развитии.

Мамы замечают, что дети перестают плакать и капризничать, когда между ними устанавливается телесный контакт. Если ребенок оказывается на руках у мамы, он перестает плакать.

 

Как успокоить ребенка?

 

Чтобы успокоить малыша, важно помнить о ритме и тепле. Необходимо прижать малыша к себе, одной рукой придерживая голову, которая лежит на вашем локте, а другой — его попку. Это позволит ребенку услышать, как бьется ваше сердце, что успокоит его. Далее:

  • приласкайте его;
  • покачайте ребенка;
  • спойте ему песенку;
  • слегка похлопайте по попке;
  • немного походите с ним.

Если всем этим вы занимались в то время, когда малыш был в хорошем настроении, он сразу успокоится.

Те матери, которые часто носят детей на руках, говорят о чрезвычайной привязанности детей к ним. Неудивительно, что такому ребенку приятнее всего находится на руках, когда его ласкают и поглаживают.

Когда мама придерживается строго плана относительно сна и кормления, она замечает, что ребенок может заснуть вовремя еды. Иногда мама думает, что малыш просто устает от беспокойного сна и постоянного крика, у него не остается сил на кормление. Это вполне логичное предположение. Однако ребенок засыпает и успокаивается потому, что получает то, чего так хотел.

 

Как уложить ребенка спать?

Ребенок обычно крепко дремлет на руках у матери, нежели спит. Тепло, ритмичные движения и тихие звуки действуют на него успокаивающе. Например, ребенок хорошо засыпает вовремя короткой автомобильной поездки за городом. Малышу проще заснуть:

  • когда его катают в коляске;
  • когда его носят в сленге или на руках;
  • во время кормления.

 

Скачок в разгаре

Процесс быстрого развития всех органов чувств ребенка приходится на 4-5 недели. Кто-то переживает скачок быстро, кто-то – долго. В этот период младенцы могут испытывать проблемы с пищеварением. Может проявиться и другая проблема: если у ребенка наблюдается пилорастеноз (узкое отверстие между кишечником и желудком), ему будет тяжело удерживать пищу. Ребенок часто отрыгивает пищу. Такая проблема легко решается маленьким хирургическим вмешательством.

В этот период меняется обмен веществ в организме ребенка. Чаще появляются слезы, ребенок начинает больше бодрствовать, очень быстро развиваются органы чувств. После рождения дети могут сфокусировать свой взгляд на расстоянии не далее 20 см. Сейчас ребенок может сфокусировать взгляд на более дальние расстояния. Это новый опыт и новые знания. Ребенок получает новые впечатления, это может его пугать. Он становится более требовательным к себе, к окружающему миру. Дети заметно интересуются окружающим миром.

Однако замечено и то, что в возрасте 5-6 недель малыш интуитивно старается разнообразить свои впечатления. Известен один лабораторный опыт, вовремя которого малышам демонстрировали цветной фильм. В фильме мама играла со своим малышом. Дети во время просмотра принимали пищу. Когда они переставали сосать, фильм останавливался. Поскольку совершать оба действия сразу довольно неудобно для ребенка, дети видели лишь небольшие фрагменты фильма. Когда опыт был поставлен наоборот, то есть дети должны были прекратить свои действия, чтобы посмотреть фильм, они предпочитали смотреть фильм.

Серьезные перемены

Объем головы ребенка увеличивается на 3-4 недели его жизни. В это же время изменяется глюкозный обмен. Органы чувств в это время быстро развиваются. Это означает, что у малыша появляются новые способности познавать мир. Однако он еще не может обрабатывать информацию, которая поступает от органов чувств, так, как это происходит у взрослого человека. Часть информации просто теряется. Пропадает любовь к тому, чтобы следить за схематично нарисованным лицом, например. Также исчезает поворот головы в сторону звуков. Ребенок уже не подражает движениям другого лица. Это значит, что наступил период, когда примитивные рефлексы стали подчинятся управляющим областям головного мозга.

 

Что изменилось в поведении вашего ребенка?

Теперь ваш малыш больше внимания уделяет окружающему миру:

  • больше бодрствует, более активен;
  • мама замечает, что он знает, что происходит;
  • ребенок дает знать, что ему нравится;
  • производит много радостных звуков;
  • чаще улыбается;
  • более резко реагирует на запахи;
  • ясно реагирует на прикосновение;
  • прислушивается внимательнее и чаще;
  • может долго что-нибудь рассматривать;
  • дает знать, что он скучает.

 

Физические изменения

 

Малыш более ровно дышит, реже вздрагивает и пугается. У него могут впервые появиться слезы. Часто болит животик. Изредка случается, что малыш может поперхнуться. Он реже пукает.

 

Есть ли у вашего ребенка любимое ощущение?

Мы уже выяснили, что органы чувств развиваются у малыша очень быстро. Он становится более внимательным ко всему происходящему. Однако каждый ребенок дает понять это своим способом. Все дети очарованы миром по-своему. Кто-то не может оторваться от того, что видит вокруг, а кто-то больше любит слушать окружающий мир. Другие же дети любят, чтобы к ним чаще прикасались, для них это является способом познания мира. Все дети такие разные!

 

Ваш подход к скачкам

Что вам нужно помнить о периоде скачка? Ребенку нужна забота и ласка. Скачок в развитии имеет физиологическую природу. Запомните, что в этом возрасте еще невозможно избаловать малыша. Поэтому смело утешайте его, когда он этого требует.

Для мамы, как и для ребенка, скачок в развитии – богатое стрессами событие. Это напряжение для обоих. И мама, и малыш могут быть истощены этим периодом, если они плохо спят и слишком часто беспокоятся. Если ребенок кричит, сбит с толку, пугает маму своим поведением, это только усилит беспокойство. Малыш чувствует это, что заставляет его нервничать еще больше. Он не знает, как справиться с таким стрессом. Зато это под силу маме.

Мама и малыш смогут избежать стресса, если будут находиться в тесном контакте друг с другом. Ребенок успокоится, если почувствует рядом присутствие матери. Физический контакт и внимание действуют мгновенно. Спокойное состояние позволяет быстрее справиться с теми изменениями, что происходят с ребенком в данный период. Поддержка и забота придаст уверенность обоим. Ведь ребенок будет знать, что ему помогут в случае, когда это понадобиться. А мама будет уверена, что сможет быстро успокоить малыша. Вместо криков и безразличия мама должна поддержать ребенка, успокоить и приласкать. Все это позволит легче перенести последующие скачки в развитии ребенка.

В этот период ребенок открывает для себя новый мир. Дайте ему возможность наслаждаться открытием, он жаждет знаний! Постарайтесь выяснить, что ему нравится, а что – заставляет переживать. Используйте эти знания.

 

 

Как определить, что нравится малышу?

Малыш улыбается, когда происходит что-то приятное. Причиной может быть все, что угодно: запах, вкус, звук или картинка. Его органы чувств сейчас более восприимчивы. Ребенок стал чаще улыбаться. Мама может воспользоваться этим, узнав, что именно доставляет ребенку радость.

 

***

«Когда мы танцуем вместе, то мы всегда кружимся! Если я потом останавливаюсь, он начинает смеяться». (Ян, 6 недель)

***

 

Что видит ваш ребенок?

Малыш обращает внимание на то, что ему больше всего нравится. Чаще всего это яркие предметы. Чем они контрастнее, тем больше внимания. Также малыша привлекают сейчас углы и четкие линии. Конечно, он обращает внимание и на ваше лицо.

Когда вы гуляете с ребенком на руках, вы можете замечать, на что он смотрит охотнее. Важно давать ему рассмотреть то, что его интересует. Помните о том, что малыш пока не способен сфокусировать свой взгляд на дальние расстояния. Некоторые дети любят рассматривать уже знакомые предметы. Другие же — требуют новых ощущений. Если вы заметите, что малыш заскучал, покажите ему новые вещи.

 

***

 «Она очень любит смотреть на решетку кровати, на книги на полке, на пол в комнате с большими белыми полосками и на черно-белый рисунок, что висит на стене. Она очень внимательно рассматривает некоторые предметы. Вечером же ее больше всего занимает включенная лампа».  (Анна, 5 недель)

***

«Если я начинаю медленно катать мячик слева направо, малыш поворачивает головку вслед за ним. Он следит за движением! Мне кажется, что мне это даже доставляет большее удовольствие, чем ей!» (Астрит, 5 недель)

***

Что слышит ваш малыш?

Малыши внимательно прислушиваются ко всем звукам: свист, журчание, звон, жужжание. Их интересует все! Человеческие голоса в это время становятся более интересными для ребенка. Ему начинают все больше нравиться высокие голоса (женские). Самый любимый голос – мамин.

В возрасте 4-5 недель ребенок внимательно прислушивается к вам, с ним можно долго беседовать. Сядьте поудобнее вместе с малышом, приблизьте его лицо к вашему. Вы можете рассказывать ему все, что придет в голову. Главное — давать малышу «ответить» вам.

 

***

«Когда я с ней разговариваю, она отвечает мне. Теперь звуки, которые она издает во время «разговора», стали еще длиннее. Это так мило! Вчера она «болтала», лежа в кроватке, с погремушкой и игрушечным кроликом». (Сюзанна, 5 недель)

***

 

Покажите своему ребенку, что вы его понимаете

В этот период ребенок активно использует различные звуки, обозначающие радость или злость. Каждый звук соответствует определенному настроению и чувству. Когда малыш хочет спать, он начинает хныкать. Но если он чувствует беспокойство, хочет позвать вас, он будет плакать совсем по-иному. Когда малыш что-то просматривает или слушает, он может производить звуки радости. Многие матери понимают своих малышей, различают звуки, которые они производят. Не стесняйтесь показать ребенку, что вы его понимаете, ему важно это чувствовать. Он сейчас очень восприимчив к ласке и интонации, с которой с ним говорят.

 

Что чувствует ребенок? Как вы на это реагируете?

К прикосновениям все дети в этом возрасте относятся очень внимательно. Сейчас ребенок может впервые засмеяться, почувствовав щекотку. Однако не все дети любят щекотку. Об этом стоит помнить.

 

***

«Когда ее пощекотали, она очень громко засмеялась. Мы все испугались, потому что никогда такого не слышали раньше». (Анна, 5 недель)

***

 

Это возраст переизбытка новых впечатлений и ощущений у ребенка. Если вы видите, что ребенок устал, прекратите действия. Будьте внимательны к малышу: он стал больше бодрствовать, но и уставать от новых впечатлений стал быстрее.

Любая стимуляция органов чувств сейчас может быть избыточна, ведь они и так испытывают сильную нагрузку. Если вы играете с малышом, ласкаете его, разговариваете с ним, вы должны не забывать, что отвечаете за его состояние. Необходимо продолжать следить за его состоянием.

Сейчас малыш не может слишком долго концентрироваться. Ему нужна передышка, чтобы успокоиться. Если вам показалось, что у него быстро пропало настроение играть или «разговаривать» с вами, дайте ему передышку.

 

Окончание скачка

Шестая неделя приносит с собой окончания скачка развития. К концу недели ребенок становится спокойнее, больше слушает и наблюдает, он более веселый и бодрый. Малыш четко дает понять то, что ему нравится. Для него сейчас все становится более определенным. Он дает вам знать об этом.

***

«Сейчас мы больше контактируем. Нам стало интересно проводить время вместе». (Дирк, 6 недель)

***

«Малыш стал мне роднее. Мы больше проводим вместе времени, становимся ближе друг другу». (Даниэль, 6 недель)

 Все статьи сайта написаны исключительно не корысти ради, а токмо волею пославшей меня жены на основе собственного опыта и лучших тематических источников.
Если Вам понравилась статья - поделитесь ей в социальных сетях!
 
 


Подпишитесь на обновления сейчас и получайте полезные тематические материалы!






Календарь фаз развития

Узнай, когда будет следующий скачок развития!

От 0 до 1,5 лет

День рождения

деньмесяцгод

На сколько недель вперед рассчитать?


Показать прошедшие недели?


Мы в соц.сетях