Беременность, роды, малыш до 3 лет

«…человек не рождается раз и навсегда в тот день, когда мать производит его на свет, но …жизнь заставляет его снова и снова — много раз — родиться заново самому…» Габриель Гарсия Маркес «Любовь во время чумы».

Нам удалось показать, что все младенцы за 1-ый год своей жизни переживают скачки в развитии восемь раз. Восемь раз им приходится «рождаться заново». Восемь раз малыш проходит через сложное испытание, делает все возможное, чтобы «повиснуть на маме», ищет у нее надежного убежища, подзаряжается у нее поддержкой и лаской, чтобы перейти к следующему этапу. После 1-го года этот скачкообразный процесс вовсе не заканчивается. До 1,5 года ребенка ждут еще пару «прыжков»: на 64-ой и 75-ой неделях. Перед тем, как малыш сможет встать на ноги, скачки повторятся еще пару раз. Но не будем забывать о том, что и взрослым в своей жизни приходится сталкиваться с подобными скачками.

 

Радости и горести восьмой недели

С седьмой по девятую неделю мама может почувствовать приближение следующего «прыжка» в поведении ребенка. Это время характеризуется появлением новой способности у ребенка. Поэтому скачок в развитии будет неизбежен. Эта способность поможет ребенку изучать мир по-новому.

Независимо от того, сколько с малышом занимаются, он способен развивать некоторые способности самостоятельно. Однако не все новые возможности познания мира кажутся приятными. Ранее привычный мир претерпевает сильные изменения, буквально встает с ног на голову. Теперь малыш слышит, видит, обоняет и пробует то, чего ранее не было в его мире. Он может быть напуган или запутан в происходящем. Ему необходимо дать время, чтобы привыкнуть к новой обстановке. Спокойнее всего малыш чувствует себя на руках у мамы.

 

Новый скачок в развитии дает о себе знать

Сейчас малыш может чаще кричать и плакать. Часто мамы не могут долго успокоить ребенка, даже таская его весь день на руках.

Основные признаки фазы:

  • ребенок целыми днями может «висеть на маме»;
  • стал хуже спать;
  • малыш требует все больше внимания к себе;
  • ребенок боится чужих людей;
  • стал хуже кушать.

Кажется, что он все время просится к груди. Однако стоит удовлетворить его желание, он практически ничего не ест. Как только мама пытается отнять малыша от груди, он начинает протестовать. Протесты смолкают, когда малыш снова получает грудь. Это поведение характерно не только для тех малышей, которые получают кормление по требованию. Матери начинают думать в этой ситуации, что с грудным кормлением возникли проблемы. Они задумываются о том, правильно ли подобрано время кормления. Но проблема оказывается в другом: процесс кормления не является сейчас средством получения пищи, это стало средством утешения для малыша. Кстати, именно в этот период дети начинают все чаще сосать палец.



 

 

Телесный контакт позволяет ослабить нервное напряжение

К середине 8-ой недели состояние «назад к маме» является уже нормой. Дети в разной степени проявляют это желание, но проявляется оно у всех. Развитие ребенка сейчас делает скачок, капризничать и вредничать для него – естественно. Он запутался, ведь его мир стал выглядеть по-другому. Он пытается сейчас использовать поддержку своей мамы, которая всегда являлась источником спокойствия, комфорта, защиты и радости. Она помогает почувствовать ребенку знакомое состояние расслабления и покоя. Рядом с мамой осваивать новый мир уже не так страшно.

Представьте только на минуту, что вы ужасно напуганы и запутаны в происходящем вокруг. Вас никто не утешает. Вы начинаете еще больше страдать от напряжения. Вы уже не понимаете свои проблемы, не стремитесь изучить новую обстановку, потому что угнетены и напуганы.

Именно так чувствует себя малыш, которого оставляют без внимания. Когда происходит скачок в развитии, он оказывается выброшенным в новом для себя мире. Он чувствует, что защиту нужно искать у мамы. Он начинает кричать, сигнализируя таким образом о помощи. Естественно, что сигнал подается до тех пор, пока проблема не будет решена. Крик поглощает все его время. Но ребенок мог бы использовать это время на изучение нового мира, если только он почувствует себя защищенным.

 

О чем вам надо думать:

Это время, когда младенец требует того, чтобы его носили на ручках, ласкали, холили, заботились о нем. Ему не покажется этого слишком много.

Вам покажется, что ребенок стал труднее, с ним тяжелее управляться. Однако если вы внимательно понаблюдаете за ним, вы увидите, что он научился чему-то новому. Он уже использует свои новые способности, упражняясь в них самостоятельно, если только у него есть на это время. Если ребенок все время занят криком и плачем, ему сложнее будет применить свои новые способности в деле.

 

Скачок — мир «узоров»

Этот период связан с удивительным моментом для ребенка, когда он перестает воспринимать весь мир в качестве единого целого, огромного «супа», в котором вместе сосуществуют звуки, запахи, ощущения и его организм. Раньше он был не способен отделить собственное «Я» от происходящего, от различных явлений. Теперь ребенок начинает различать «узоры», выделять части из единого полотна. К примеру, он обнаруживает свои руки, знает, что они у него есть, что ими можно пользоваться.

Он ощущает, чувствует, слышит и видит «узоры». Ребенок уже чувствует их внутри тела и вне его. Теперь он может чувствовать, когда его рука поднята вверх, а когда – опущена. Малыш обнаруживает лицевые мускулы, он учится владеть собственным телом, строит гримасы. Он учится владеть собственным телом, фиксировать свои движения.

Большинство автоматических рефлексов пропадают в этот период. Появляются более сознательные движения. Ребенок становится менее зависимым от рефлексов – он использует старый проверенный способ, когда голоден или находится в плохом настроении.

Стоит отметить, что в период от 7 до 9 недели увеличивается объем головы ребенка, значительно изменяются мозговые волны. Все дети в это время начинают смотреть на мир по-новому. В нем теперь много различных вещей и явлений, которые требуют изучения. Каждый малыш делает свой выбор, обращаясь к тому, что ему кажется наиболее интересным. Один ребенок может долго что-то рассматривать, другой же интересуется звуками, издает их, третий же предпочитает все ощупывать. Ребенок выбирает именно то, что ему интересно.

 

Что ждет вашего малыша в «мире узоров»?

 

Область «делаю сам»:

  • малыш переворачивается с бока на спину;
  • может переворачиваться с бока на живот;
  • может поворачивать голову за предметом или звуком;
  • может сам держать голову;
  • может строить гримасы;
  • может дрыгать руками и ногами;
  • может, лежа на животе, смотреть налево и направо;
  • любит сидеть у мамы на коленях, перегнувшись вперед;
  • может, лежа на животе, опираться руками о плоскость;
  • дает себя подтянуть в положении сидя или стоя.

 

Область «взять, потрогать и почувствовать»:

  • младенец бьет по игрушке (стадия предшествует стадии «взять в руки»);
  • ощупывает игрушку, но не забирает пока ее к себе;
  • берет игрушку, размахивает ею;
  • зажимает игрушку рукой, если положить ее ему в руку;
  • пытается взять игрушку, которая находится в отдалении от него.

 

Область «видеть»:

  • младенец обнаруживает источники света;
  • радуется, когда видит развивающиеся занавески;
  • обнаруживает птицу, которая прыгает в клетке;
  • наблюдает за домашними животными, которые двигаются;
  • смотрит с большим удовольствием на сменяющиеся картинки в телевизоре;
  • радуется, когда в комнате играют другие дети;
  • внимательно наблюдает за другими людьми, которые двигаются в комнате;
  • с удовольствием рассматривает полки в магазине, кроны деревьев, когда его несут на руках или везут в коляске;
  • внимательно рассматривает рисунки, которые содержат разнообразные формы, линии, яркие краски;
  • внимательно изучает лица, строит гримасы;
  • смотрит на вас, когда вы говорите, смотрит, как кто-то есть;
  • радуется, когда видит блестящие украшения, одежду с блестками;
  • изучает свои ручки, ножки.

 

Область «слушать»:

младенец с удовольствием «влезает» в чужие разговоры;

привлекает внимание окружающих звуками;

«разговаривает» и смеется с игрушками;

поет своеобразные песни, если перед ним начинают танцевать или петь;

повторяет звуки;

издает звуки и прислушивается к себе;

с удовольствием слушает другие голоса, высокие звуки, песни.

 

О чем нужно думать маме?

Необходимо понимать, что малыш не сможет изучить весь мир за короткий период. В период 8 недели ребенок впервые получает возможность изучить мир таким, каким его видим и чувствуем мы. От того насколько он заинтересован в изучении мира, зависит то, чему он сможет научиться, какие способности сможет развить. Основные способности будут развиваться у малыша только спустя месяцы.

 

Выбор вашего ребенка — ключ к его личности

Внимательно понаблюдайте за малышом в этот период. Попробуйте определить, чем ему нравится заниматься. Что ему интересно? Между восьмой и двенадцатой неделями он выберет именно те умения, которые наиболее подходят ему. Сейчас вы сможете узнать его предпочтения и индивидуальные особенности. Если вы будете идти навстречу его интересам, вы сможете помочь развить их в играх и учебе.

 

Помогите вашему малышу в познании мира

Теперь вы можете помочь малышу развить его индивидуальные способности. Каждый малыш одарен какими-либо умениями. Каждый ребенок по-своему индивидуален и неповторим. Как помочь ему развить его дар?

  • Приветствуйте каждую попытку малыша что-то сделать или продемонстрировать вам, показывайте ему свое восхищение.
  • Стимулируйте ребенка на освоение мира, но не перегибайте палку. Нужно пробовать то, что нравится малышу.
  • Если малыш дает понять, что ему достаточно игр и занятий в данный момент, дайте ему передышку.
  • Дайте ребенку возможность вести вас. Доверяйте его реакции.

Вы поймете, что малыш устал, если он начинает отводить от вас свой взгляд или все тело. Сейчас ему нужен покой, надо остановить игру. Иногда такая пауза может быть очень короткой, иногда может быть длинной. Ему нужно не только отдохнуть, но и «переварить» все происходящее.

Какие-то вещи ребенок будет осваивать самостоятельно, однако и здесь ваша похвала не будет лишней. Это поможет ему почувствовать, что он на верном пути. Сейчас малыш все окружающее считает красивым и интересным. Помогите ему определиться в этом мире. Реагируйте на его стремления, интересы и умения. Тогда ему будет легко и приятно учиться.

 

Видеть вещи четко

В главе, в которой описывается первая фаза, был приведен пример эксперимента, в котором детям показывали фильм и давали сосать соску. Когда дети переставали сосать, они не могли смотреть фильм, так как его останавливали или делали изображение размытым. Дети не могли одновременно выполнять оба задания: сосать соску и смотреть фильм. Поэтому они добивались успеха лишь на короткое время. Вторая фаза принесла с собой новое умение, которое позволяет совместить оба действия. Но это не всегда приносит радость родителям…

 

***

«Однажды он меня сильно укусил. Я на автомате вырвала грудь, практически шлепнула его. Я испугалась в тот момент. Он не хотел отпускать грудь. Но почему он сделал это?» (Штефан, 10-я неделя)

***

Мама может подумать, что малыш сделал это из вредности, либо потому, что больше не голоден. Однако она не допускает мысли, что ребенок просто делает свое дело «на отлично». Он сейчас совсем как взрослый, который высовывает язык, когда старательно что-то пишет или рисует.

Ребенку можно помочь в учебе. Попробуйте показывать ему пеструю игрушку с разных расстояний. Если вы будете немного покачивать игрушкой, вы дольше удержите внимание малыша. Предмет нужно двигать медленно. Наблюдайте за тем, на каком расстоянии малыш наблюдает за игрушкой.

 

Увидеть реальный мир

Сейчас вы уже замечаете, что реальные вещи привлекают малыша больше, чем нарисованные. Но ребенок нуждается в вашей помощи. Он не может самостоятельно все изучить. Он может рассмотреть что-то только с маленькой дистанции. Ваши руки помогают ему дотянуться до интересных предметов.

***

«Она любит осматривать все: книги, полки, картины, кладовку. Я везде беру ее с собой. Мы ходим вместе в магазин, в гости, на улицу». (Сузанна, 11-я неделя)

***

 

Когда ребенок пробует, рассматривает и слышит одно и то же, ему может стать скучно. Он уже осознает «узоры», замечает, когда они повторяются. Впервые после появления на этот свет он не доволен таким положением дел. Ему хочется разнообразия. Вы можете дать ему это. Берите ребенка с собой на прогулки, в магазин, ставьте его люльку там, где вы находитесь. Ему будет интересно наблюдать за вашим занятием.

 

Изучать руки и ноги

Малыш сейчас находит интересным даже изучение собственных рук и ног. Ведь раньше он их просто не выделял из общей картины мира. Он может подолгу исследовать свои части тела, рассматривать их. Каждый ребенок делает это по-своему.

Дайте ребенку возможность исследовать свои ручки и ножки. Малыш должен понять, как это работает, как пользоваться этим, для чего это. Очень важно чтобы он смог спокойно познакомиться с хватательными навыками, обучиться им.

 

Научиться смыкать ладонь вокруг игрушки

Понаблюдайте за малышом. Пробует ли он сейчас пользоваться своими ручками? Пробует ли он сомкнуть ладонь вокруг своей игрушки? Он видит сейчас вокруг себя много интересных вещей, которые так хочется потрогать. Но это удается не сразу. Этому придется научиться. Ваше восхищение и поддержка помогут ему обучиться этому. Если вы будете хвалить малыша, у него будет хорошее настроение и уверенность в своих силах. Он будет пробовать раз за разом, пока не получит положительный результат.

В этом возрасте дети еще не могут что-то взять в руки. Они только учатся этому, смыкая и размыкая ладонь. Игрушка должна быть принесена вами. Положите ее рядом с ребенком или повесьте над ним. Именно так, чтобы она была в пределах досягаемости. Это будет хорошим тренажером.

 

Дайте малышу понять, что его голос важен

Ребенку в период 8-й недели очень интересны собственные новые звуки. Постарайтесь реагировать на них. Дайте малышу услышать то, как эти звуки звучат, когда и произносите вы. Если малыш привлекает вас звуками, которые произносит, откликнитесь. Разговаривайте с ним. Так вы даете ему понять, что его голос важен.

 

Разговаривайте с малышом

Разговаривайте с малышом. Это делают все мамы: одни разговаривают на автомате с ребенком весь день, другие – в определенное время. Но если разговаривать с малышом только в определенные часы, он может быть не расположен к общению. Он не может настроиться на общение, как взрослый. Мама быстро сдается в таком случае, думая, что ребенок не желает разговаривать с ней.

 

Игра в подтягивание

Большинство детей любят эту игру. Суть заключается в том, чтобы из полусидящего положения подтянуться в положение сидя. Или же из положения сидя подтянуться в положение стоя. Если ребенок силен физически, он применяет собственную силу в игре.  Эта игра учит ребенка тому, как он может управлять своим телом. Если ребенок прилагает собственные усилия в игре, он может резко падать. Если ему удается принять какое-либо положение, он по-настоящему счастлив. Он застывает в принятом положении. Смена положений пока еще невозможно. Дети обожают играть в такие игры. Если игра прерывается, ребенок может иногда закричать или расплакаться.

 

Трудный ребенок может быть одаренным

Есть дети, которым быстро надоедают изученные вещи. Они стремятся узнать еще больше нового. Стремятся изучать новые игры. Мамам таких детишек приходится сложно, они чувствуют себя вымотанными. Они буквально не знают, что еще придумать, чтобы увлечь ребенка. Малыш же начинает капризничать, когда не получает новой информации о мире.

Что необходимо запомнить?

Ребенок сейчас жаждет знаний, новых открытий, развития полученных способностей. Если идти навстречу его интересам, он быстрее освоится в новом для себя мире, легче переживет очередной скачок развития.

Более требовательные малыши нуждаются сейчас в еще большей заботе. Мама должна помнить о том, что малышу постоянно необходимо ее внимание. Ребенок сам подскажет, когда ему нужна помощь и поддержка.

У ребенка, который много капризничает и кричит, больше шансов стать лучшим учеником в школе в будущем. Если сейчас с ним правильно общаться и удовлетворять его запросам, эта вероятность многократно возрастает.

Ребенку можно давать новые игрушки и оставлять его поиграть самостоятельно. Это не может длиться долго. Но играм в одиночестве уже можно выделять по 10-15 минут.

Помните, что спокойный ребенок, с которым возникает меньше хлопот, требует меньше внимания родных. Это может привести к тому, что вы будете меньше заниматься ребенком. Ваша основная задача – дать ему возможность развить свои способности. Занимайтесь ребенком.

Известно, что большинство одаренных детей в детстве были очень плаксивыми, требовали много внимания и заботы. Они были спокойны до тех пор, пока могли изучать что-то новое, овладевать своими умениями и способностями. В такие моменты они не были капризны, с энтузиазмом погружаясь в свое занятие. Им требовались знания. Они совершали скачок в своем развитии. Они пробовали и изучали то, что предлагал им новый мир. Мамам же остается набраться терпения и помнить, что новые скачки не за горами.

 Все статьи сайта написаны исключительно не корысти ради, а токмо волею пославшей меня жены на основе собственного опыта и лучших тематических источников.
Если Вам понравилась статья - поделитесь ей в социальных сетях!
 
 


Подпишитесь на обновления сейчас и получайте полезные тематические материалы!






Календарь фаз развития

Узнай, когда будет следующий скачок развития!

От 0 до 1,5 лет

День рождения

деньмесяцгод

На сколько недель вперед рассчитать?


Показать прошедшие недели?


Мы в соц.сетях