Дисграфия у детей – методы преодоления

Дисграфия у детей проявляется в нарушении навыков письма – ребёнок делает одни и те же ошибки, пропускает слоги или буквы, не использует заглавные буквы, путает некоторые из них. Часто при дисграфии малыш пишет будто бы на другом языке – нарушается связь слов, их порядок в предложении. Это не просто ошибки, которые неизбежны при обучении письму – ребёнок не может преодолеть их самостоятельно, и, несмотря на исправления, продолжает их повторять.

К сожалению, дисграфия – это патология, причём психотического характера, а значит, потребуется помощь специалиста. Она может быть вызвана как нарушениями работы мозга, так и общим недоразвитием всех речевых компонентов – то есть ребёнок не просто плохо пишет, но и говорит не намного лучше.

Как правило, выявляется эта патология, когда ребёнок начинает учиться в школе. Однако любую болезнь легче победить на начальном уровне, поэтому родителям рекомендуется заниматься профилактикой дисграфии у детей ещё в дошкольном возрасте. Обращайте внимание на то, как ребёнок в 3-4 года произносит слова, как он их связывает, какие ошибки допускает. Поправляйте его, когда он ошибается, и обязательно проверяйте, запомнил ли он, как нужно говорить правильно.

Чего НЕ СЛЕДУЕТ делать, если у ребёнка дисграфия?

  • паниковать
  • ругать ребёнка, сравнивать его со сверстниками, стыдить
  • заставлять его много писать и читать, переписывать по несколько раз один и тот же текст
  • торопить ребёнка, который пишет медленно

Как ПОМОЧЬ при нарушении навыков письма?

Прежде всего, необходимо обратиться к специалисту. Дисграфия – это патология, и она не может просто пройти со временем. Детей, страдающих нарушениями письма, нужно показать логопеду и психоневрологу, которые смогут дать чёткие рекомендации и помочь преодолеть проблему.

Специалист поможет вам разобраться, чем вызвана дисграфия, поскольку у неё есть две возможные причины: физиологическая (нарушение работы мозга, заторможенное развитие и т.п.) и психологическая (патология является следствием окружающей обстановки). Возможно, ребёнку назначат лекарственные препараты, применять которые нужно строго по предписанию врача.

Взрослые могут помочь малышу преодолеть дисграфию с помощью различных упражнений. Чтобы научиться дифференцировать похожие буквы, ребёнок может вычёркивать из текста, например, все буквы «а», или «б» и т.д., в зависимости от того, с какими у него возникает путаница. Не ругайте его, если он при этом допускает ошибки.

Также полезным упражнением для преодоления дисграфии у детей будет предоставление ребёнку возможности самому себя исправлять. Записанный под диктовку текст он должен сам сравнить с оригиналом, по буквам, отыскать свои ошибки. Предложите ребёнку при письме проговаривать слова.

Обязательно развивайте устную речь ребёнка – пусть он рассказывает вам о своих успехах, пусть фантазирует, главное, чтобы он побольше говорил. Читайте вместе книжки, побольше общайтесь. Очень часто дисграфия – следствие проблем с устной речью.

Помните, что торопливость – в данном случае, ваш враг. Лучше медленно, но верно двигаться к преодолению проблемы, радуясь каждому шагу вперёд вместе с ребёнком.

Ссылка на основную публикацию