буквы
Общее развитие ребенка

Как научить ребенка читать: быстро и правильно в домашних условиях

С какого возраста учить ребёнка чтению

На рекламных плакатах, которые рекламируют развивающие центры, нередко предлагают сверхсовременные методы обучения детей чтению чуть ли не с пелёнки. Но давайте подумаем над тем, нужен ли младенцу подобный навык. Ответ очевиден – нет! В раннем возрасте малышам необходима забота мамы и папы, а не регулярные «развивашки».

Специалисты советуют ориентироваться не на возраст детей, а на их индивидуальные особенности. Некоторые малыши проявляют интерес к книгам и занятиям уже в 3 года, другие же начинают заглядывать в книгу и проговаривать слоги в пять лет. И это нормально, ведь каждый ребёнок развивается в своём собственном темпе.

Вот почему не стоит привязываться к определённому возрасту, гораздо важнее оценить, «созрел» ли ребёнок к чтению.

С какого возраста учить ребёнка чтению

Критерии готовности следующие:

  • умение выстраивать предложения;
  • достаточно богатый лексикон, понимание сказанного и прочитанного родителями;
  • чёткая и связная речь;
  • произношение и различение звуков речи;
  • умение различать созвучные слоги (ба-па, ва-фа) и буквы в сходно звучащих словах (плод-плот);
  • способность ориентироваться в пространстве – право-лево, верх-низ (нужно, чтобы ребёнок умел следовать по тексту с левой стороны вправо и сверху вниз);
  • умение концентрироваться на оном занятии в течение 15 минут;
  • выраженный интерес к буквам и книгам.

Даже если малыш в чём-то не соответствует приведённым выше критериям, расстраиваться не стоит. Нужно больше заниматься с ребёнком: несвязная речь – больше и чаще разговариваем с ним; замена звуков – обращаемся за помощью к логопеду, проводим артикуляционную гимнастику и пр.

Пожалуй, самый важный критерий готовности с психологической точки зрения – заинтересованность ребёнка в чтении, книгах. Если он хочет научиться читать, нужно не упускать момент и удовлетворить этот запрос.

Плюсы и минусы обучения на дому

Среди положительных моментов в домашнем обучении чтению можно выделить:

  1. Плавающее расписание. Маме с ребенком не нужно торопиться, подстраиваться под расписание педагога или курсов.
  2. Возможность использовать разные методики. Обычно учитель, обучающие центры специализируются на узком направлении. Например, занимаются с детьми только с кубиками Зайцева, или по методике Жуковой. Дома путем проб и ошибок можно выбрать самую эффективную методику именно для вашего сорванца. Но на это уходит время.
  3. Индивидуальный подход. Дома занимаются не группами, а тет-а-тет. Можно посвящать теме именно столько времени, сколько необходимо единственному ученику, не поджидая отстающих и не торопясь за убегающими вперед.
  4. Сохраняется контакт с родителями. Дошкольнику эмоционально комфортно находится в сложные моменты рядом с родителями, а обучение чтению — это ответственное мероприятие.

Мама занимается с ребенком

Отрицательных моментов не так много, но они есть. Среди минусов домашнего освоения чтения можно выделить:

  • Необученность родителей
    К сожалению, мамы и папы, не имеющие специального образования, совершают массу ошибок при обучении чтению Например, называют буквы с призвуком, делают паузы между фонемами в процессе складывания слогов, слов. Дети привыкают к неправильному чтению, а переучить их очень сложно.
  • Ребенок не социализируется
    В педагогических центрах малыш общается с другими взрослыми, привыкает к школьной обстановке, ответственности, учится поведению. Дома он такой опыт не получит.

Где и как учить ребенка читать, выбирать родителям. Если у вас затрудненное материальное положение, то остается только домашний вариант. В этом случае, потратьте время на изучение книг, методик работы с дошколятами. Это поможет качественно научить детсадовца читать, привить любовь к литературе.

Подготовительный этап

Бесспорно, сложно пытаться что-то объяснить годовалому малышу и учить его произносить слова или их части, хотя и возможно. Согласно, последних исследований, специалисты полагают, что начать учить простые слова и соединять слоги некоторые малыши могут уже с 2 или 3 лет.

Впрочем, в таком раннем возрасте не стоит перегружать детей лишней для них информацией, но уделить больше подготовительному этапу: помочь крохе развить фонематический слух, выучить буквы.

Развитию фонематического слуха способствует чтение и заучивание потешек, коротких стишков и песен.

Изучение букв лучше проводить в игровой форме.

Творческие приемы для запоминания букв:

  1. Обводить, раскрашивать, заштриховывать буквы карандашами.
  2. Лепить буквы из пластилина и кинетического песка.
  3. Выкладывать буквы из палочек, мозаики, кубиков.

приемы для запоминания букв
Приемы для запоминания букв для дошкольников: лепка пластилином

С чего начинать учить ребенка читать

  1. Всегда начинайте с самого простого: постепенно учите буквы и звуки в обычной жизни, не учебной. Вышли на прогулку : нарисуйте буквы и слоги палочкой на песке, сложите их из камушков, слепите в песочнице, найдите буквы на одежде, на вывесках, на упаковках продуктов и игрушек и т.д. Объясните, что буквы и звуки окружают нас везде. Расскажите разницу между буквой и звуком: буквы мы пишем и читаем, а звуки произносим и слышим.
  2. При обучении чтению очень важно чувство ритма. Чувство ритма хорошо развивают танцы, песни, подвижные игры (игры со скакалкой, мячом и прочее). Поэтому смело включайте веселую музыку и танцуйте. Это не только отточит ритм малыша, но и поднимает настроение.
  3. Далее можно начать более организованное обучение, необходимо постепенно приучать к усидчивости и умению убирать за собой. Организуйте для ребенка удобный стол и стул, полку для его принадлежностей( книга, тетрадь, ручка, карандаш). Вначале для занятий хватит и 10 -15 минут.
  4. Показывайте ребенку хороший пример, ведь именно от вас он впитывает любовь или не любовь к чтению. Читайте больше сами, ребенок это обязательно заметит. Кроме этого обсуждайте с малышом прочитанное, задавайте ему вопросы по прочитанному. Маленьким детям можно задавать вопросы по картинкам (Кто нарисован? Что он делает?), детям постарше — по сюжету. Стимулируйте к раздумьям (Почему он так поступил? А как вы ты сделал на его месте?).
  5. Обучать чтению лучше с простых слогов и слов и учитывать правильно ли ребенок произносит звуки в слогах (н-р, если малыш не говорит звук «С» или «Л» то не стоит обучать чтению с данными звуками, иначе неправильно произношение только укрепится). Поэтому лучше начинать с таких слов, как: ма — ма, па — па и т.д.
  6. Применяйте игровые приемы при обучении чтению: можно нарисовать красным цветом гласные буквы на карточках и разместить их по всей комнате, менять их местами. Также потом поступить с согласными, но раскрасить их синим цветом. Это важно! Ребенку необходимо различать гласные и согласные звуки, это облегчит процесс чтения.
  7. Купите букварь, который окажется вам ближе. Пользуется хорошим спросом букварь Н.С. Жуковой.
  8. При помощи букваря ребенок научится сначала читать слоги , а далее слова. Он очень прост в понимании, с четкими инструкциями и подсказками.
  9. Занятия проводите систематически и регулярно. Лучше каждый день 5-10 минут, чем один раз в неделю 20 минут. Это можно делать нак за столом, так и по дороге домой, на прогулке, в машине, в поезде, в кафе (читать вывески, называть буквы, находить предметы похожи на буквы и т.д.)
  10. Самое главное правило — занимайтесь только в хорошем настроении! Никаких слез и истерик. Это не принесет пользы. Лучше отложите занятие или договоритесь с ребенком. Сейчас ты смотришь мультфильм, а потом мы почитаем.

Правила к обучению чтению

Для того, чтобы процесс обучения чтению происходит легко и в удовольствие соблюдайте следующие правила:

  1. Изучая алфавит, правильно называйте буквы. Буквы в дошкольном возрасте произносятся так же, как и звуки. Букву М называйте как звук»М», никак не ЭМ, буква К произносится , как «К», а не КА. Это правило является очень важным и грубая ошибка, если родители его не соблюдают. Научить ребенка читать, если вы неправильно заучили буквы будет очень сложно и потребуется длительное время на исправление этой ошибки.
  2. Начинайте учить ребенка читать только если он к этому готов. Это при мерно к 5-ти годам. Можно начать учить и раньше, но только в том случае, если у него есть предрасположенность к этому (смотрите критерии готовности).
  3. Не заставляйте ребенка читать силой, не оказывайте на него давления. Если он категорически не хочет дайте ему время, а потом медленно и постепенно в виде игровых приемов вернитесь к обучению
  4. Выбирайте методику, которая подходит к возрасту ребенка. Если вы решили начать обучение с раннего возраста, то это методика целых слов. Если решили подождать до 5 — 6 лет то лучше подойдет методика Жуковой, Зайцева.
  5. Если ребенок проявил интерес к чтению и научился читать по слогам не торопите его читать предложения и тексты. Задавайте вопросы о прочитанных словах. Необходимо. чтобы ребенок понимал то, что читает.
  6. Важно хвалить малыша за малейшие успехи. Он должен чувствовать, что им гордятся. Так он будет стараться еще больше. Можно придумать систему поощрения: собирать в копилку монетки, камушки или собирать наклейки, фишки.
  7. Обучение чтению — это длительный процесс, поэтому запаситесь терпением. Будьте доброжелательны, не кричите на ребенка. Если чувствуете, что начинаете злиться, лучше выйти из комнаты, подышите, попейте водички и лучше отложите занятие.
  8. Следите за временем занятий. При малейшем утомлении переключайте его на другой вид деятельности или предложите игру. У детей 5 — 6 лет занятие длится не более 25 минут. У детей 3-4 лет не более 15 минут. Даже если ребенку очень нравится желательно провести физминутку или кинезиологические упражнения. Но это не относится к игровым способам обучению чтению. Здесь нет необходимости устанавливать временные ограничения.

Правила обучения чтению

Как определить готовность ребенка к чтению?

Первое, на что обращаем внимание – интерес самого ребенка. Он начинает обращать внимание на слова везде – в книгах, на вывесках, на чеках. Если ребенок часто спрашивает: «А что тут написано?» — самое время учиться читать.

Не менее важно, чтобы ребенок умел правильно произносить большую часть звуков родного языка. Исключение можно сделать, разве что, для звуков «р» и «рь» — они сложны и нередко ребенок начинает их произносить уже после 5-6 лет. Если ребенок не произносит много звуков – часто это говорит и о том, что эти звуки он плохо различает в речи. О каком чтении тогда говорить? Надо сначала обратиться к логопеду и работать над произношением и различением звуков.

Именно с различения отдельных звуков в речи начинается готовность к восприятию их графического образа. Как проверить? Поиграйте в игру. Например, подпрыгни, когда услышишь «И». Сначала произносите отдельные звуки. Потом игра усложняется – и звуки будут в составе слогов и слов. Важно понять, различает ли ребенок глухие и звонкие согласные. То есть, слышит ли он разницу между [б] и [п] и другими. Так же проверяем умение на слух отличить твердые согласные от мягких – сначала изолированно, потом в начале слова, а потом в любом месте слова.

Еще учим ребенка выделять первый и последний звуки в словах. Например, игра «Лесенка». Можно играть на ступенях подъезда или нарисовать условные ступени мелом на асфальте. Задача – сделать шаг вперед, если произносится слово на выбранный звук. Если ошибся – делаешь шаг назад. Побеждает тот, кто первым доберется до верха. Можно играть и с группой детей и с одним ребенком. Тогда, добравшись до верха, он получает награду.

Какие качества ребенка влияют на обучение чтению?

Если говорить о здоровом ребенке с нормальным по возрасту зрением, слухом, умственным и физическим развитием, то научить читать можно любого ребенка. Однако подход к обучению может сильно отличаться.

Живым, активным детям будет невозможно усидеть на месте даже 10-15 минут. Однако это не повод отказываться от чтения. Нередко такой живчик буквально «на бегу» может освоить чтение по слогам быстрее, чем его усидчивый, уравновешенный ровесник. Придумывайте задания, где надо добежать, прочитать – прибежать и сказать. Так еще и память будет развиваться и внимание.

Спокойному, флегматичному любителю раскрасок понравятся задания на бумаге с прорисовыванием, поиском, лабиринтами.

А фантазеру можно подсказать, как дорисовывать буквы до разных персонажей. А если еще подсказать, что благодаря буквам и словам можно целые истории сочинять и записывать

Как мотивировать ребенка на обучение и сделать процесс обучения увлекательным.

Приучать ребёнка к книгам нужно с младенчества. Пусть это не покажется вам «слишком». Начиная читать детям сказки или стишки перед сном в вырабатываете у них мотивацию к чтению.

У подросших малышей не проявится мотивация к чтению, если им не интересно. Умение правильно подобрать литературу в соответствии с возрастом ребёнка – один из залогов успеха. Родители должны понимать, что в 4 года ребёнку вряд ли будет интересен роман «Остров сокровищ», а в 9 лет ему не стоит предлагать уже сказку про репку. Кроме возраста конечно же необходимо учитывать пол ребёнка. Мальчишкам всегда интереснее рассказы о рыцарях, а не о принцессах.

Обязательно вносите в занятия разнообразие. Например, пишите слова разными карандашами и разного размера. Подойдут для этого доска для рисования, кубики. Учитывайте мнение ребенка, разрешите ему выбирать предмет для занятий – складывать слова из кубиков или читать книгу.

Конечно лучшей мотивацией к любому обучению всегда служил пример родителей. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому» — эта народная мудрость лучше всего может подтвердить важность вашего занятия чтением. Вряд ли вы заинтересуете ребёнка чтением, если сами не берёте в руки книгу.

Как научить ребенка читать без личного примера родителей

Ещё лучше если вы превратите чтение в интересную игру. Чтобы обучение проходило легко, обсуждайте изображенные на иллюстрациях сцены, придумывайте к ним истории.

Освоение принципа чтения по слогам

Обычно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется время, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть это естественное затруднение.

Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подобрать иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.

На заметку!Обязательно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»

Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий.

Важно!Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении трудного для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет значительно быстрее.

Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.

Читаем и учимся

Большинство букварей для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» – «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» – «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.

Совет!Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно учить ребенка читать ежедневно.

Первые шаги к чтению: знакомство с буквами

Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книгам и буквам с раннего возраста. Как правило, в 2-3 года малыши начинают проявлять внимание к алфавиту. Родителям очень важно обеспечить в этот момент правильное развивающее пространство.

Визуализация

Ребенок довольно быстро запомнит буквы, если в поле его зрения будет находиться яркий плакат с русским алфавитом. Кроха показывает на букву – произнесите соответствующий звук. Возможно, что вам придется не раз возвращаться к «А» и «Б» и повторять их, но именно так малыш быстрее их запомнит. Для занятых родителей хорошим подспорьем будет интерактивное панно с буквами – оно само озвучивает ту букву, на которую нажмет ребенок.

Осязание

Для запоминания букв алфавита ребенку важно задействовать и осязание. Для развития абстрактного мышления малыша предложите ему познакомиться с буквами, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона. Обращайте внимание на схожесть предметов и букв – турник похож на «П», а бублик – вылитая буква «О».

Чаепитие к буквами

Процесс изучения букв будет очень веселым и вкусным, если предложить ребенку съедобный алфавит. С помощью фигурных макарон можно сварить суп «Абвгдейка», а на десерт испечь собственноручно вылепленные печеньки – азбуку.

Макароны-алфавит

Магнитные развлечения

С помощью магнитной азбуки можно превратить процесс изучения букв в веселую и запоминающуюся игру. Например, малышей 1-2 лет можно завлечь, просто прикрепляя букву к поверхности холодильника и произнося её. «Дай мне буковку! Что это у нас? Это буква А!» Если ребенку уже есть 3 года, то ему понравится игра в «магнитную рыбалку». Нужно все магнитные буквы в контейнер, и сделать импровизированную удочку из палки и веревочки с магнитиком. Выловив «рыбку», произносите её название, проводя аналогию со словом. «Это рыбка Ж! Посмотри, как она похожа на жука!»

По клавишам

Дети очень любят повторять действия взрослых. Дайте малышу вволю понажимать кнопки в открытом текстовом редакторе – его заинтересует появление букв на экране. Покажите, как набрать самое простое слово «мама». Можно распечатать первое письмо, и вручить его ребенку. Даже если там будет совершенно немыслимое сочетание, это будет своеобразным толчком к запоминанию алфавита. Также для осваивания букв можно отдать ребенку «на растерзание» старую клавиатуру от компьютера.

Изучение букв и слогов

Самые популярные методики обучения чтению

Существует множество разнообразных методов и методик – как проверенных временем, так и относительно молодых. Как быстро и легко научить ребенка читать с их помощью? Для этого необходимо выбрать ту программу, которая максимально соответствует особенностям и потребностям будущего читателя и действительно способна дать очевидный результат.

Давайте рассмотрим несколько методов, пользующихся наибольшей популярностью у отечественных родителей и педагогов.

Традиционная методика с азбукой и букварём

Традиционная методика с азбукой и букварём

Классический, но не самый быстрый путь, которым пользуются как педагоги в дошкольных учреждениях, так и учителя в школе. Сперва ребёнка учат различать и произносить звуки и буквы, потом – объединять звуки в слоги, а после – слоги в целые слова. Такой способ требует усидчивости от малыша и терпения от взрослого.

Главные инструменты обучения – азбука и букварь. Эти книги часто путают, а между тем азбука не учит читать. Она помогает запоминать буквы посредством использования так называемых мнемонических картинок: на страничке с буквой А рисуют арбуз или аиста, рядом с Б – барабан, а рядом с Ю – юлу.

Букварь же, в отличие от азбуки, обучает детей соединять звуки в слоги и так далее. Сегодня можно выбрать один из нескольких авторских букварей. По учебникам О. Соболевой, Н. Бетеньковой, В. Горецкого, Н. Павловой, Д. Фонина занимаются тысячи детсадовцев и младших школьников.

Но всё же особой (и заслуженной) популярностью пользуется букварь Надежды Жуковой. Автор очень доходчиво и понятно объясняет сложный для малыша момент в обучении чтению: как «превратить» буквы в слоги. Если всё делать правильно, по методике, то через некоторое время ребёнок поймёт, что читать нужно па-па, а не пэ-а-пэ-а.

Плюсы:

  • классический метод, на котором воспитывались и воспитываются миллионы детей в России;
  • очень хорошие методические материалы (азбуки и буквари), которыми легко пользоваться как педагогам, так и родителям;
  • ребёнок обучается дома правильному методу чтения – от звуков – словам и предложениям.

Минусы:

  • если вы задаётесь вопросом, как научить ребенка читать в 2 года, то эта методика не для вас. Она требует определённого уровня речевой и психологической готовности;
  • это больше учебная, а не игровая методика, поэтому «развлекательные» моменты родителям придётся включать в процесс самостоятельно.

Кубики Зайцева

Кубики Зайцева

Если при работе с букварём дети постепенно идут от букв к слогам, то техника Зайцева предполагает принципиально иной подход. Вниманию ребёнка представлены 52 кубика с изображёнными на них складами. Это сочетания согласной и гласной буквы, согласной и твердого либо мягкого знака.

Каждый кубик имеет определённую величину, цвет и звучание. Например, кубы с деревянным наполнением означают глухие согласные, а с металлическим – звонкие. На больших размещены твёрдые склады, на элементах поменьше – мягкие. Всё сделано для того, чтобы ребёнок вместе со складами активно запоминал и их значимые характеристики.

В набор включены таблички со складами, которые взрослые должны пропевать (не проговаривать, а именно пропевать). Так образовательный процесс проходит намного быстрее и эффективнее. В частности, за подобную игровую окраску многие родители и полюбили методику раннего развития и обучения чтения Зайцева.

Плюсы:

  • игровой характер занятий;
  • принципиально новый подход к обучению чтения;
  • техника не привязана к возрасту, можно заниматься с детьми трёх лет и старше;
  • быстрое овладение навыком чтения;
  • приятный «бонус» в виде развития музыкального слуха и тонкой моторики.

Минусы:

  • ребёнок «проглатывает» окончания слов;
  • могут быть трудности с пониманием фонетического состава слов, разбора по звукам;
  • в школе ребёнка продолжат учить чтению по традиционной методике.

Методика Воскобовича

Методика Воскобовича

Вячеслав Воскобович – питерский разработчик огромного количества развивающих пособий и игр. Учить ребенка читать он предлагает посредством двух техник: карточек «Складушек» и кубиков «Теремков». Карточки представляют собой переработанную версию метода Н. Зайцева. На 21 картинке изображены склады с симпатичными иллюстрациями. Такая методика актуальна для обучения детей с трёх лет, им понравится рассматривать картинки и произносить слова по складам.

Если вы не знаете, как научить ребенка чтению уже в 2 года, то обратите внимание на «Теремки». Они включают 12 деревянных кубов с согласными буквами и 12 кубов из картона с гласными буквами. Первоначально малыш изучает алфавит, потом складывает слоги, а уже затем – слова. К примеру, к теремку с буквой Д добавляются кубики с буквами О и М. В итоге получается слово «дом». В набор входит также подробное методическое пособие с вариантами игр.

Плюсы:

  • возможность обучения уже с 2-летнего возраста;
  • игровая форма проведения занятий;
  • быстрое овладение навыком чтения;
  • параллельное развитие тонкой моторики.

Минусы:

  • могут быть трудности с пониманием фонетического состава слов, разбора по звукам;
  • в школе ребёнка продолжат учить чтению по традиционной методике;
  • пособия и игры – довольно дорогое удовольствие.

Методика Чаплыгина

Методика Чаплыгина

Автор – Евгений Чаплыгин, педагог со стажем и многодетный отец – взял за основу идею Льва Толстого обучать детей чтению с помощью складов. Техника также схожа с методом Николая Зайцева, по которой Евгений Васильевич учил своего младшего сына. Однако первоисточник показался педагогу чрезмерно сложной, поэтому он упростил программу и сократил количество методического материала.

В итоге пособие Чаплыгина состоит из 10 кубов и 10 вращающихся блоков. Каждый подвижный элемент, в свою очередь, состоит из двух частей – согласной и гласной. Цель малыша – прокрутить кубики и отыскать нужную пару. Смысл игры (а это именно игровые занятия) дети улавливают довольно быстро, поэтому со временем начинают самостоятельно обучаться. Что не может не радовать родителей.

Методика рекомендована для занятий с детьми старше трёх лет. Автор даёт смелое обещание, что ребёнок начнёт читать уже после нескольких совместных игр. Однако тут всё индивидуально: одни малыши быстро понимают суть манипуляций и активно возятся с динамическими кубиками, другим же нужно намного больше времени на усвоение новых знаний и навыков.

Плюсы:

  • можно заниматься уже с трёх лет;
  • упрощенный вариант методики Зайцева;
  • игровая форма занятий;
  • готовый комплект из дидактического материала и пособия.

Минусы:

  • дорого (комплект влетит в копеечку);
  • не подойдёт, если у ребёнка есть логопедические проблемы;
  • не все дети в восторге от игр с кубиками (правда, тут играет роль педагогический талант мамы и её желание учить ребёнка чтению).

Методика Н.Жуковой

Методика обучения чтению для дошкольников Жуковой считается наиболее эффективной, так как обучает ребенка чтению от звуков к буквам. Это важно, так как при этом ребенок учится сначала слышать звуки в слове, а затем уже буквы.

Изучая букварь вместе с ребенком, произносите вслух звуки, а не буквы: звук “М”, а не буква “ЭМ”, звук “С”, а не буква “ЭС”. Это позволит ребенку, соединяя буквы в слоги, избежать ошибок.

В противном случае малыш будет читать вместо: “АМ – АЭМ”, вместо АС  – АЭС или АСЭ.

Методика обучения чтению для дошкольников Жуковой считается наиболее эффективной, так как обучает ребенка чтению от звуков к буквам. Это важно, так как при этом ребенок учится сначала слышать звуки в слове, а затем уже буквы. Малыш сначала учится читать отдельные буквы, а затем соединять буквы в слоги.

Букварь Надежды Жуковой

Букварь Н.Жуковой
Букварь Надежды Жуковой – самая эффективная методика обучения чтению дошкольников

При использовании букваря Жуковой обязательно прочтите рекомендации автора о том, как правильно начинать обучение. Они расположены в нижней части страницы букваря.

Методика Сергея Полякова

Занятия проходит в 7 ступеней. Всего их 70, в основе развивающие игры. Обучаются читать складами,предварительно изучив буквы.

Плюсы

-игровая форма;

-занятия короткие;

-небольшое количество пособий.

Минусы

-занятия проходит, четко по плану не прерываясь, иначе придётся начинать заново.

Метод Елены Бахтиной

упражнения для обучения чтению

Е. Н. Бахтина долгое время изучала детскую психологию и пришла к выводу, что буквы в первоначальном виде плохо усваиваются малышами. Процесс идет намного быстрее, если буквы отождествляются с вещью или живым существом. С буквами надо играть: например, вырезать из бумаги У, сравнить ее с улиткой, показать, как медленно она ползет; сравнить букву Ч с чашкой

Соединение букв в слоги называется «дружбой»: буква М подружилась с А, получаем МА. Все сопровождается красочными иллюстрациями. Фантазия, ассоциативный подход помогают учить алфавит без проблем.

Слоговая таблица

Это вспомогательный методический материал, необходимый для обучению скорочтению и прививания навыка хорошего ритма усваивания информации. Слоговая таблица представляет собой столбцы из гласных и согласных звуков.

Пользоваться ее можно сразу после изучения новой фонемы. Например, дошкольник усвоил букву Н. может сразу приступать к прочтения слогов с этой согласной. Во время занятий малыш усвоит, что такое открытый слог, как формируются слоги, слова. Если читать слоги из таблицы регулярно, то увеличивается темп и ритм чтения, автоматизируется грамотность.

Слоговая таблица

Карточки Глена Домана (чтение целых слов)

Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.

  • «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
  • «-» Побочный эффект методики Глена Домана — проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.

Звуковой метод (буквенно -слоговый)

Вначале обучение изучаем буквы и учимся их произносить, затем переходим к слогам, потом к целым словам. Этот метод самый популярный его используют практически во всех школах.

Плюсы:

-метод развивает фонетический слух (развивает правильное произношение);

-избавляет от дефектов речи;

-обучать можно в любом месте.

Минусы:

-не подходит ля раннего развития;

-поначалу ребенок не понимает, что читает.

Звуковой способ обучения чтению

«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича

  • В «Складушках» Вячеслав Воскобович переработал идею Зайцева: на 21 карточке представлены все склады русского языка с симпатичными тематическими картинками. В комплекте — диск с песенками, тексты которых идут под каждым рисунком.
  • По «Складушкам» часто учат совсем маленьких детей, их можно использовать с трех лет, но создатель методики не рекомендует торопить развитие ребенка, стоит ориентироваться на его готовность к обучению.
  • «Теремки» Воскобовича состоят из 12 деревянных кубиков-теремков с согласными и 12 картонных кубиков-сундучков с гласными. Сначала ребёнок знакомится с алфавитом и пытается с помощью родителей придумать слова, которые начинаются с каждой из букв.Затем наступает пора изучить слоги. В теремок с буквой М вкладывается А — и получается первый слог ма. Из нескольких теремков можно выложить слова. Обучение построено на игре. Так, при замене гласной дом превратится в дым.

Складушки и теремки Воскобовича

Фонетический способ

Именно на этой методике строится система обучения в школах. Многие авторы дошкольных пособий берут его за основу своих книг. в их числе — Е. В. Колесникова.

Можно представить его в виде лестницы, по которой ребёнок идёт от простого к сложному: от звуков — через слоги — к словам и предложениям. Колесникова предлагает в своих учебных пособиях такую последовательность: простые гласные (А, О, У, Ы, Э), сонорные согласные (Л, М, Н, Р), слоги из этих изученных звуков, далее — йотированные гласные (Я, Ё, Ю, Е), и затем — парные глухие-звонкие и твёрдые-мягкие согласные, шипящие и Ь, Ъ.

Параллельно с изучением новых звуков ребёнок может складывать уже известные ему буквы в слоги, простые слова и даже предложения.

Классическая слоговая методика и ее вариации

Это тот метод, который используют практически все школьные учебники. Сначала учат гласные а, о, у, ы, э. Могут в разном порядке и не все сразу. Потом дают одну из согласных и сразу же начинают соединять слоги: са, со и т.д. Дальше, когда ребенок понял принцип соединения, начинают добавлять согласные и составлять простые слова: мама мыла раму. Потом переходят к гласным е, ё, ю, я, и, которые могут смягчать согласные. И в самом конце обычно изучают й, ъ и ь.

Порядок изучения букв может меняться в разных учебниках, но принцип остается тем же.

Все остальные методики представляют собой, скорее вариации, в которых больше игровых моментов или есть некоторые элементы «зайцевские», например, пропевание слогов по таблице.

Зарубежные методы обучения чтению

Если же обратиться к опыту зарубежному, то имеет смысл присмотреться к методике обучения в англоязычных странах, где используют два метода – «фоникс» и «сайт вордс». У нас методы пока в чистом виде встречаются очень редко и используются лишь как дополнение.


Метод фоникс (phonics) заключается в том, что ребенку не объясняют правила чтения, а дают большое количество сходных примеров. Например, отрабатывая чтение «ма», мы можем дать задания найти этот слог среди подобных, найти его, спрятанный на картинке, составить дорожку и.т.д. и каждый раз с проговариванием соответствующего слога. Потом даются для отработки более сложные сочетания. Сейчас подобные упражнения можно встретить в пособиях по технике чтения. Только там сочетания часто даются вперемешку. А надо бы отрабатывать массово. А потом только смешивать.

Метод «сайт вордс» (sight words) – это для слов, которые читаются не по правилам, и самых частотных. Их вообще не учат читать, а просто дают для запоминания: вот так пишется, а вот так произносится. И опять отрабатывают на многочисленных примерах.

Обучение чтению с помощью карточек Домана

Методика обучения ребёнка чтению основана на запоминании слов целиком, от простых (мама, папа, дом) к более сложным. Сначала ребёнок осваивает первые 15 карточек, которые родитель показывает ему на 1-2 секунды и проговаривает их. После освоения карточек со словами ребёнок переходит к запоминанию словосочетаний. Эта методика помогает не только запомнить большое количество слов, но и очень хорошо развивает память в целом.

Обучение чтению с помощью карточек Домана

Методика обучения чтению Марии Монтессори

Суть методики Монтессори в том, что ребёнку сначала нужно нарисовать букву и лишь потом произнести её. Для этого используются дидактические материалы — вырезанные и наклеенные на картонные таблички буквы, контур которых ребёнок обводит пальчиком, называя звук. После изучения согласных и гласных ребёнок переходит к словам и фразам. Методика не только помогает научиться читать, но и развивает мелкую моторику, логику, умение анализировать.

Методика обучения детей чтению Ольги Соболевой

Если вы задаётесь вопросом, как научить читать ребёнка пяти лет, обратите внимание на эту методику. В возрасте 5-5,5 лет ребёнок может удерживать внимание на строчке текста в книге. Благодаря методике Соболевой ребёнок запоминает буквы с помощью стихотворений, рисует или лепит их. Этот подход требует учитывать, кто ваш ребёнок — визуал, аудиал или кинестетик — и как ему легче воспринимать информацию. Вместе с обучением чтению у ребёнка развивается интерес к творчеству, фантазия, внимание, память.

Методики обучения детей

Как научить ребёнка читать по слогам

Обучайте ребёнка чтению по слогам постепенно. Расскажите ему о том, что бывают гласные и согласные звуки, глухие и звонкие. Учите с ребёнком буквы и звуки как бы между прочим — во время прогулки, в игре. Ему будет интересно угадывать их на вывесках, дорожной рекламе, объявлениях. Это поможет вам подготовить чадо, и вы будете меньше переживать, как ребёнка быстро научить читать по слогам.

После того как ребёнок освоит буквы и звуки, начинайте учить его чтению по слогам с простых слов — мама, папа, после переходите к более сложным — бабушка, собака, квартира. Используйте букварь и картинки с буквами, которые можно развесить по дому. Польза таких иллюстрированных материалов в том, что благодаря картинкам ребёнок быстрее запоминает символы. Покажите ребёнку, что слоги можно пропевать.

Далее переходите к составлению слов. Для этого можно разрезать карточки со слогами и дать ребёнку задание составить из этих слогов слова. После составления слов можно переходить к чтению небольших текстов, начинать лучше с 2-3 предложений, чуть позже перейти на тексты из 5-10 предложений.

Для поступления в начальную онлайн-школу «Фоксфорда» ребёнок должен владеть хотя бы начальными навыками чтения, а также устного счёта и письма. Вам не потребуется сдавать входное тестирование или специально готовиться, мы предложим только небольшой тест, позволяющий определить готовность ребёнка к школе.

Как научить ребёнка читать по слогам

Какую методику выбрать?

Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.

Пошаговая инструкция по обучению ребенка чтению

Итак, вы поняли, что малыш достаточно развит, чтобы научиться читать. Он понимает, что слова состоят из звуков и умеет выделять отдельные звуки из слов. При этом ребенок тянется к полке с книгами, ему нравится слушать рассказы и, возможно, он уже даже мечтает сам прочесть, что написано в его любимых книжках. Значит, пришла пора учиться. Как правильно это делать?

Начинайте с малого

Учите буквы и закрепляйте знание звуков, например, на прогулке. Нарисуйте палочкой на земле букву, затем слог. Можно собирать буквы из камушек. Ребенку будет интересно узнавать знакомые буквы, а затем и слоги на вывесках. Покажите, что слова, состоящие из слогов и букв, окружают нас повсюду.
Позднее можно учиться не только на улице, но и дома. Обустройте специальное место для учебы. Пусть там будет удобная мебель – стул и стол для письма и чтения. Настройте правильное освещение. Разместите недалеко полку для книг.

Учите ребенка быть аккуратным и организованным

Для начала крохе на обучения хватит всего 10 минут в день. После этого попросите его вернуть вещи (книжку, тетрадь, ручку или карандаш) на то место, где они лежали. Только ни в коем случае не заставляйте его делать это через силу. И тем более не повышайте на него голос и не ругайтесь, если что-то сделано не так, как бы вам этого хотелось. Процесс должен проходить в непринужденной или даже игровой форме.

Читайте сами

Ребенок смотрит на родителей и старается быть похожим на них. Поэтому важно самому любить то, чему хочется научить детей. Читайте с удовольствием и развивайте в семье любовь к литературе. Можете создать традицию — например, всей семьей читать по вечерам.

Переходите от простого к сложному

Начните обучение со слов с повторяющимися слогами (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя). Только после того, как малыш их освоит, переходите к более сложным для ребенка конструкциям, в которых разные слоги (кош-ка, де-ре-во, ве-тер).

Купите обучающие материалы

Дети обучаются через игры, поэтому в доме должны быть кубики с буквами, магнитная азбука и другие развивающие предметы. Ребятам постарше купите несколько хороших учебников. Например, буквари В. Горецкого, Н. Павлова, Д. Фонина.
Нарисуйте гласные буквы на карточках и разместите их по дому. Периодически меняйте карточки местами. Постепенно ребенок запомнит их все. Потом проделайте то же с согласными.
– Игра для детей дошкольного возраста вообще является ведущей деятельностью, – говорит Наталья Манухина. – Поэтому если учебный материал подавать в форме игр, знания усваиваются по мере развития умений. Ребенок действует все более ловко, и это ему нравится, а с навыком укладываются и знания.

Развивайте ассоциативное мышление

«А» — арбуз, «Б» — белочка, «В» — велосипед.
Дети легче запоминают информацию визуально, с помощью красочных изображений и понятных объектов, а не через утомляющее заучивание символов. Но старайтесь делать так, чтобы малыш не привязывался к одному лишь образу и не ассоциировал букву только с ним. Используйте для изучения разные слова. Например, если в одном занятии «А» — это арбуз, в другом пусть будет альбом или аист.

Повторяйте изученное ранее

Не зря говорят, что повторение – мать учения. Начинайте каждое занятие с закрепления материала, который изучили в прошлый раз. Дополнительно можно освежать информацию где угодно и когда угодно: на прогулке в парке, в очереди в магазине или в машине, по дороге домой.

Сочиняйте

Память и фантазия – это то, что можно и нужно развивать у ребенка ещё до обучения чтению.
– Как я замечаю в своей практике семейного психолога, в семьях, где и читают, и сочиняют сами взрослые, дети читают и лучше, и больше. Сочинять можно везде: на прогулке, в транспорте, дома и на отдыхе. Темы любые: про людей, машины, облака, букашек, птичек, буквы, героев игр, да про что угодно! Для ребенка фантазировать — это естественно, – напоминает Наталья Манухина. – Если же его истории еще и записывать (сначала взрослые, потом он сам), то сочинять самому и сравнивать с тем, что пишут другие, становится естественным увлекательным занятием. Ребенок становится не только читателем, но и автором, что может ему очень пригодиться в будущей учебе.

Относитесь с пониманием и заботой

Вам как взрослому процесс обучения чтению может показаться легким, но помните, что для ребенка это целая наука. Не нервничайте, если у крохи что-то не получается, и не заставляйте его заниматься через силу. Все придет со временем. Имейте терпение, умейте ждать и проявляйте понимание на каждом этапе обучения. Хвалите малыша даже за небольшие успехи – и, вот увидите, вскоре ему понравится учиться.

Учимся читать играючи

Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.

Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.

«Живые буквы»

Видеть и читать буквы — интересно, брать буквы в руки — еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.

Бусы

Нужно нанизать на воображаемую ниточку слова, которые начинаются на конкретную букву. Можно брать слова по темам: цветы, животные, еда, игрушки и прочее. Это упражнение позволит запомнить букву и расширить словарный запас малыша

Большой и маленький

Эта игра поможет понять, какие звуки твердые, а какие мягкие. Мама рассказывает историю: «Летели два шарика, большой и маленький. И вдруг лопнули. Из большого шарика струйка воздуха – С-С-С, из маленького – С-С-Сь». Предложить повторить звуки.

«Поймай звук»

Называем ребенку слова, а он должен хлопать в ладоши, когда услышит определенный звук (например, [л]).

Магазин

Сначала взрослые готовят материал – те овощи, которые будут продаваться. Это могут быть картинки, игрушечные овощи, трава, даже настоящие продукты. Далее делаются карточки, которые будут играть роль «валюты», – они представляют собой написанные слоги, с которых начинаются наименования товаров (например, если на «прилавке» имеется кабачок, то обязательно должна быть карточка «КА»). Далее «деньги» даются детям, которые от имени кукол должны совершить покупки.

Сначала надо несколько раз проговорить слог, чтобы ребенок его запомнил, а только после этого приступать к игре. Если дошкольник ошибся – следует поправить его, но очень деликатно.

Алфавит с иллюстрациями

«Рыболов»

Понадобятся рыбки с буквами из бумаги, на каждой закреплена скрепка. Нужно поймать удочкой (на ней магнитик) рыбешек, называя буквы на них, и сложить в ведерко. Можно попросить ребенка называть слова, которые начинаются на эти буквы. Позже из этих букв можно составлять слоги – и тоже их произносить.

Альбом со слогами

Предложите малышу поработать над созданием своего букваря. Такая идея ему точно понравится! Для начала берем обычный альбом для рисования. Каждый лист делим пополам. На одной половинке пишем слог, который изучаем сегодня. Предлагаем ребенку назвать предметы, которые начинаются на этот слог. Затем ему нужно  нарисовать их на второй половине листа. Можно использовать аппликации.

Бумажный самолетик

Паровозик

Эта игра поможет сообразить, как из букв собираются слова. Нужно изготовить картонный яркий паровозик, который идет от одной станции-буквы к другой станции-букве. Когда паровозик приходит к станции, буква «прыгает» в его вагон. Получается слог. Маленький ученик будет охотно читать получившиеся слоги. Когда научится складывать слоги, можно переходить к чтению слов.

Поймать звук

В этой игре предлагается поймать убежавший из сказки звук. Звук самый простой, который есть в знакомых словах. К примеру, звук «м». Мама рассказывает присказку: «Жил-был звук «м». Однажды ему стало скучно, и он убежал из Азбуки. Надо его вернуть! Ведь без звука «м» не будет ни мороженого, ни мячика, ни машинки. А мама? И она исчезнет, ведь в этом слове тоже есть звук «м»!» Потом мама произносит слова, а ребенок, если слышит слово со звуком «м», хлопает в ладоши, словно ловит. Играть в такую игру весело и познавательно.

Как научить ребенка читать игры

Упражнения в игровой форме

Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.

развивающие игры и задания для детей

Занимательные игры и задания для развития мышления у детей с 5 лет.

Есть у нас и авторский набор упражнений, которые помогут ребенку с интересом развить навыки чтения:

  • изучать буквы и звуки;
  • научиться читать по слогам;
  • читать целыми словами.

Настольные игры

Карточки с буквами, слогами и словами — это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».

«Тайные письма»

Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.

развивающие игры и задания для детей

Изучаем и запоминаем буквы

Знакомство с буквами начинайте с постановки целей. Объясните, для чего это нужно знать. Расскажите о возможностях, которые открывает книга, о письменности, культуре разных народов. Основная задача — заинтересовать малыша.

Мотивацию продолжайте на простых примерах букв. Начните с гласных, например А, У. Детсадовец быстро их запомнит, научится писать, сможет прочитать первое слово: АУ!!! Когда поймет, что читать совсем несложно, уроки могут быть занимательными и веселыми, двигайтесь дальше. Сочетайте новые буквы со складыванием слогов, простых слов.

Еще один вариант знакомства с буквами — изучение с привязкой к картинке. Для этого нужны буквари или азбуки. М – машинки, Т – тортик, В – ворона и т. д. Этот метод необходим детям-визуалам. Для быстрого запоминания символов, начертания алфавита используйте лепку, разукрашивание букв, обводите их в прописях.

На заметку! Николай Александрович Зайцев, автор методики обучения чтению по складам с помощью кубиков, считает, что не нужно давать знания о буквах постепенно. Предлагает заучить азбуку целиком, а потом переходить к складам.

С его мнением можно согласиться или нет. Ориентируйтесь на темперамент, способности своего малыша.

Складываем слоги

Сочетать две гласные ваш малыш научился, легко читает АУ, ИА. Переходите к слиянию гласных и согласных. Сначала научите читать открытые слоги, затем закрытые. Из одинаковых сочетаний составляйте первые слова: МА-МА, БА-БА. Используйте обратные варианты: АХ, УМ, АМ, ОН.

Покажите, как пропевать слоги. Заострите внимание на том, что звуки бегут друг за другом. Это хорошо показано в азбуке Надежды Жуковой. После этого можно соединять несколько слогов вместе и ставить между ними еще один согласный: ЖУ-Ч-КА.

Самый легкий способ автоматизировать чтение по слогам — слоговые таблицы. Это карточки со столбиками слогов. Если читать их ежедневно, постепенно ускоряя темп, ребенок легко будет узнавать их в словах. Советуем распечатать слоги для обучения детей чтению на листах бумаги и давать по одному варианту на урок.

Составляем слова

Для этого этапа будут полезны разрезанные карточки со слогами. Сначала берите по 3–4 штуки, потом можно больше. Дайте задание составить слова из полученных карточек, лучше, если вариантов будет несколько. Например, на столе лежат слоги МА, РА, ЗИ, ПО. Пусть составит слова: ЗИМА, ПОРА, РАМА.

Карточки со слогами вы можете скачать ниже, нажмите на картинку, скачивайте и распечатывайте.

Следующий этап — составление слов с закрытыми слогами. Понадобятся отдельные буквы и карточки с открытыми слогами. Например, МА, ПА, СО и буквы на карточках К, Ж, М. Получится следующий набор: МАК, СОК, ПАЖ, СОМ.

Через 2–3 урока предложите составить слова из нескольких слогов. Выбирайте простые лексемы: ДОМИК, ТРАВА, ЛОПАТА.

После самостоятельного составления слов можно переходить к занятиям по книгам с небольшими текстами. Сначала малыш читает отдельные слова с одним слогом, потом с двумя–тремя. Торопить, ругать, подсказывать не нужно.

Читаем предложения

Когда дошкольник легко воспроизводит простые слова, переходите к предложениям. На начальном этапе используйте знакомые сочетания: МАМА, ЛЕС, ВОДА, КОТ. Подберите материал с короткими текстами из 2–3 предложений. Чтобы ученик получил удовольствие от чтения, не хотел лениться от скуки, используйте стихотворения, прибаутки со смысловой нагрузкой. Например:

У Вани новые книги!

Сын сам есть суп. Мама рада.

Мишка шишки собирал

И все елки ободрал.

Следующий этап — выразительное чтение текстов из 5–10 простых предложений. Используйте занимательные задания, картинки, загадки, упражнения, чтобы не превратить процесс обучения в нудное занятие. Помните, лучше всего дети учатся в игре.

Какие ошибки допускают родители при обучении ребенка чтению

Нередко родители жалуются, что, несмотря на все старания, ребенок никак не может освоить азбуку и складывать буквы в слова. Однако скорее причина не в ребенке, а в папах и мамах – неумелых педагогах.

Часто на занятиях допускаются следующие ошибки:

  1. Вместо звука произносят букву. Это вызывает сложность понимания.
  2. Неправильное складывание слогов из букв. Если говорят: «Вот буквы – дэ и о и эм. Как вместе? Дом». Это несмышленышу совсем непонятно: как это «дэоэм» превратилось в «дом».
  3. Концентрации малыша хватает от силы на пять-семь минут, если он занят таким серьезным делом как изучение букв и звуков. Если проводить урок дольше, малыш устанет, его мозг будет отказываться воспринимать любую информацию.
  4. Быстрое произношение, не дающее возможности понять некоторые звуки;
  5. Настаивать и требовать – значит отбить желание читать. Но некоторые родители предпочитают такие агрессивные методы.
  6. Торопят прочитать слог. Малыш тянет первый, соображая, какая буква следующая, а мама или папа недовольны, им кажется, что все происходит слишком медленно.

Если исключить эти ошибки из практики, обучение пойдет быстрее и качественнее.

Советы родителям

Итак, как можно научить ребенка читать слоги наиболее эффективным способом?

  1. Четко и ясно называйте детям звуки, не пытаясь специально исказить их, чтобы было легче произносить. Как малыш услышит от вас впервые, так он ее и запомнит. Старайтесь прочесть внятно.
  2. В случае возникновения ошибок не ругайте детей, но аккуратно исправляйте, следя за тем, чтобы в конце концов был правильно произнесен звук, а затем и все слово, даже если это уже пятая, или шестая попытка.
  3. Как только вы видите, что малыш уже устал и сложно воспринимает новую информацию, сразу же сделайте перерыв, поиграйте с ним в другие развивающие игры, а еще лучше переключите внимание и просто погуляйте на улице. Прогулки на свежем летнем воздухе благоприятно влияют на восприятие новой информации и улучшают общее самочувствие.
  4. Максимально задействуйте игры со слогами для дошкольников, интерактивные способы обучения в игровой форме, карточки. Зачастую слова “давай поиграем” действуют на детей магическим образом.

Показывайте малышу интересные познавательные мультфильмы, в которых в яркой и доступной форме обучают чтению по слогам, например, “Учимся читать в 5” и т.д. Таким образом, малыш не только будет интересно проводить свободное время, но и быстрее выучит материал. В любом случае, методика обучения детей чтению – то ли это игровые карточки, то ли другие материалы, должна быть не только увлекательной, но и эффективной.

Заключение

Итак, мы постарались разобраться в том, как научить дошкольника читать. Специалисты советуют перед обучением убедиться в том, что ребёнок действительно готов к усвоению новых знаний. Ни в коем случае нельзя форсировать события, заставлять малыша учить буквы и слоги. Главное – подойти к процессу с умом, начинать с малого, переходить к более сложным заданиям.

Ну и не забывайте о том, что дошкольник – маленький ребёнок, ведущей деятельности которого является игра. Поэтому следует обучать чтению не на домашних уроках, а в игровой форме. Следование всем этим правилам позволит просто и без особых проблем научить вашего любимого малыша читать.

Источники

  • https://kroha.info/razvitie/psychology/kak-nauchit-rebenka-chitat
  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/kak-nauchit-rebenka-chitat-po-slogam
  • https://logoped-online.by/kak-nauchit-chitat-rebyonka-v-domashnih-usloviyah/
  • https://samshkola.ru/kak-bystro-i-bez-problem-nauchit-chitat-po-slogam-5-6-letnego-rebenka/
  • https://pro-vospitan.ru/kak-nauchit-rebyonka-chitat-pravilno/
  • https://rebenokmama.ru/kak-nauchit-rebenka-chitat/
  • https://umnazia.ru/blog/all-articles/kak-nauchit-rebenka-chitat-po-slogam
  • https://logiclike.com/kak-nauchit-rebenka-chitat
  • https://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-nauchit-rebyonka-chitat
  • https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/kak-nauchit-rebenka-chitat/
  • https://psypedprofi.ru/kak-nauchit-rebenka-chitat.html
  • https://Razvivashka.online/metodiki/nauchit-rebenka-chitat-po-slogam
  • https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_chitat_po_slogam.html

[свернуть]

Вам также может понравиться...