буква р
Общее развитие ребенка

Как научить ребёнка говорить букву Р в домашних условиях, упражнения

Почему рычать трудно

Звук «р» считается одним из наиболее сложных для воспроизведения. Чтобы правильно его произнести, нужно:

  • приподнять кончик языка к верхним зубам — при этом он должен оставаться распластанным, как блинчик, а не суживаться от напряжения;
  • на выдохе направить на кончик мощный воздушный поток так, чтобы возникла вибрация.

Для подобных манипуляций ребёнку необходим развитый речевой аппарат, сильные корень языка и уздечка. Обычно всё это формируется к шести годам.

Описание правильной артикуляции

Правильная артикуляция звука р

Чтобы подобрать подходящие упражнения для органов артикуляционного аппарата, необходимо знать их правильное положение при произношении данного звука. Когда человек говорит Р, его губы занимают положение последующего звука. Зубы разомкнуты, язык поднят и упирается в альвеолы.

Для создания вибрации нужна сильная воздушная струя. На выдохе она попадает на кончик языка, в результате получается вибрация. Голосовые связки работают, звук получается громкий, звонкий.

Основные логопедические нормы

Здесь мы затронем две очень важные темы.

Как правильно произносить звук «р»? Во сколько лет ребёнок должен это делать?

Основные рекомендации логопедов гласят: к школе ребёнок в норме должен выговаривать все звуки.

А ещё лучше годам к пяти в садике.

Ведь чем старше малыш, тем сложнее корректировать его речь. К сожалению, рост речевых нарушений у школьников показывает, что на речь обращают внимание достаточно поздно.

В детских садах просто не успевают скорректировать звуки у детей, так как нарушения встречаются у каждого второго ребёнка.

Проверь себя и своего ребёнка: тест на произношение

Тест можно легко проводить дома. Для этого не нужны специальные приспособления. Потребуется зеркало и немного времени.

  1. Встаньте перед зеркалом в хорошо освещённом месте.
  2. При произношении звука обратите внимание на губы. Они должны быть слегка приоткрыты. Как будто за звуком «Р», Вы хотите произнести любой гласный. Если это не так, следует немного открыть рот.
  3. Нащупайте языком за передними зубами 2 бугорка (они называются альвеолы). Ваш кончик язык должен касаться именно их. Иногда ребёнок пытается их нащупать, но не находит. В этом случае можно нащупать их сначала указательным пальчиком.
  4. Когда вы произносите звук, воздушная струя свободно должна проходить между небом и языком.
  5. Зубы не должны быть сжаты.
  6. Боковые края языка соприкасаются с верхними зубами.
  7. Вы чувствуете, как вибрируют ваши связки.
  8. Вибрация языка происходит с помощью мощного выдоха.

Если все критерии соблюдены, поздравляю! У вас прекрасный звук «Р».

Распространенные ошибки в речи

Если Вы до сих пор не определились, получается ли у вас звук «Р», обратите внимание на следующие критерии. Эти примеры показывают, что звук нарушен.

  1. Картавыми принято называть всех людей, которые не могут произнести сложнейший звук. Но на самом деле под картавостью подразумевается конкретное нарушение. Горловое звучание «Р». В этом случае вместо правильной вибрации языка присутствует вибрация в горле, а точнее в мягком нёбе. Такое звукоизвлечение характерно для людей, разговаривающих на французском языке.
  2. «Р», выходящее через бок. Воздушная струя проходит не по центру рта, а смещается в правый или левый бок. При этом одна часть языка плотно прижата к коренным зубам, а другая «провисает». На выходе получается «рль».
  3. Английское «Р». Для русскоязычного человека характерно длинное, протяжное, вибрирующее «Р». При таком отклонении кончик языка не вибрирует, а прикасается к твёрдому нёбу единожды. Получается английский чопорный «r».

Подготовительный этап

Р и Р`− это сложные звуки, поэтому прежде чем начинать их постановку необходимо сделать подготовительную работу. Этот этап основан на артикуляционной гимнастике и включает в себя упражнения для языка. Упражнения должны быть на статику (удержание определенного положения) и динамические:

  • «Улыбка». Губы растянуты в улыбке, зубы вместе, язык находится внизу.
  • «Окно». Рот открыт, губы занимают положение как при произнесении О, язык внизу.
  • «Забор». Губы по форме напоминают квадрат (как при произнесении Ш), зубы вместе, язык внизу.
  • «Трубочка». Губы вытягивают вперед, рот чуть приоткрыт, язык занимает то же положение, что и в предыдущих заданиях.
  • «Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык поместите на нижнюю губу и удерживайте в таком положении.
  • «Иголочка». Рот открыт, языком нужно стараться достать до подбородка, при этом он должен быть узким.
  • «Качели». Губы улыбаются, язычок узкий и его нужно поднимать и опускать.
  • «Часики». Губы в том же положении, только языком нужно двигать вправо-влево.
  • «Чашечка». Ребенок улыбается, поместите широкий язык на нижнюю губу. Затем поднимите кончик языка и его боковые края. Должна получиться «чашечка» и удерживайте его в этом положении.

Это были базовые упражнения, которые подготавливают органы артикуляционного аппарата к постановке звука. Упражнения на статику нужно удерживать в течение 10-15 секунд. Начинать нужно с небольшого количества повторений, до 3, постепенно увеличивая их до 5-7.

Работа с логопедом.

После базовых упражнений вы можете переходить к заданиям, которые нужны для подготовки вашего аппарата именно для произнесения сонорной группы:

  • «Чистим верхние зубы». Губы улыбаются, широким кончиком языка нужно сымитировать движения как при использовании зубной щеткой. И таким образом «почистить» верхние зубы.
  • «Чистим небо». Широким языком нужно сделать движения вперед и назад.
  • «Грибок». Ребенок должен присосать язык к небу. Это упражнение непростое, поэтому для упрощения задачи можно попросить удерживать карамельку или аскорбинку.
  • «Гармошка». Органы артикуляции находятся в положении «Грибок». Нижней челюстью совершают движения вверх−вниз − получается гармошка.
  • «Лошадка». Ребенок имитирует цокот копыт. Язык при выполнении упражнения должен быть широким.
  • «Барабанщик». Многократное повторение звука Д. Губы в положении улыбки. Обратите внимание, что звук должен получаться чистым и четким, никакого ДЗ.
  • «Индюк». Широкий язык нужно зафиксировать на верхней губе. Совершайте им движения вперед−назад, «поглаживая». И при выполнении добавить голос и сочетание звуков БЛ.

Эти упражнения направлены на подготовку к постановке Р и Р`. Такой комплекс артикуляционной гимнастики помогает ребенку освоить правильное произношение. И его можно и нужно выполнять, даже если никаких речевых нарушений нет. Тогда к четырем−пяти годам ребенок будет произносить звуки правильно.

Кроме артикуляционной гимнастики, проводят работу по формированию речевого дыхания, оно должно быть диафрагмальным. Вдох осуществляется через нос, выдох через рот. Специалист предлагает ребенку ощутить работу диафрагмы, он кладет руку на эту область.

Ребенок и большая буква Р.

Предложите ребенку сыграть в игру «Забей мяч в ворота». Для этого вам понадобятся два маленьких кусочка ваты, поставьте стаканы, которые будут воротами. Посоревнуйтесь, кто забьет мяч из ваты в ворота. Следите за тем, чтобы ребенок вдыхал через нос, а при выдохе не надувал щеки. Это упражнение направлено на формирование сильного выдоха.

В логопедических занятиях по постановке и на первых этапах автоматизации выполнение этого комплекса упражнений для артикуляции и дыхания обязательно. Почему на более поздних этапах автоматизации и дифференциации потом эти задания можно пропускать? Потому что на этих занятиях больше внимания уделяют закреплению звука в связной речи и развитию фонетических процессов.

Трудности с произношением: почему ребенок не выговаривает «Р»

В речевом развитии звук «р» считается одним из самых сложных для проговаривания, поэтому для его изучения логопеды отводят большой временной отрезок. Так, двухлетний ребенок еще не может говорить букву Р внятно и четко. Но к 5-6-летнему возрасту настает время для продуктивных результатов в звукопроизношении.

Как научить ребенка произносить букву Р

В каком случае произношение Р считается неправильным:

  • При озвучивании слова «р» выпадает из произношения (караван – «ка_аван»);
  • В словах с буквой «р» ребенок изменяет/проглатывает окончание;
  • Малыш в своей речи заменяет «р» в словах на более простые звуки «ы», «л» или «й» (радуга – «ладуга», дерево – «дейево» и т.д.);
  • Звук «р» ребенок произносит с вибрацией или гортанно, на французский манер.

Обратите внимание!Неправильное произношение допустимо по мере подготовки артикулярного аппарата ребенка к овладению звуками речи. Но когда 1,5-2 года тренировок не приводят к улучшению речи, есть повод насторожиться.

Видео-помощник: учимся красиво говорить звук “Р”:

Факторы организма, влияющие на сложность в произношении Р

Сложность произношения звука «р» может быть обусловлена многими причинами, в том числе физиологическими, которые нельзя оставлять без внимания.

  • Короткая уздечка языка

Неразвитая уздечка может затруднять становление речи, в том числе мешать правильному произношению звуков. Ребенок попросту не может дотянуться языком до верхнего неба и воспроизвести звук. Степень неразвитости уздечки определяет логопед, он же принимает решение по необходимости её коррекции.

На заметку!Уздечку можно развить с помощью упражнений речевой гимнастики, в крайних случаях применяется хирургическое вмешательство.

  • Малоподвижный речевой аппарат

Слабая подвижность лица и органов речи может быть причиной плохого качества речи у ребенка. Его тренировка необходима для укрепления лицевых мышц. Активные движения ртом (широкая улыбка, губы трубочкой и т.д.), гримасы способствуют подготовке артикулярного аппарата к правильному произношению звуков. Чем лучше будут развиты органы речи, тем четче будет речь у малыша.

Произношение буквы Р детьми дошкольного возраста

  • Некорректное фонематическое восприятие

При этом нарушении ребенок неправильно интерпретирует услышанное слово (дудка – «тутка», пижама – «бизяма» и др.). Неправильно произносимые звуки могут казаться потешными для взрослых, но, повторяя их из раза в раз, ребенок рискует искажать их все с большей регулярностью.

  • Нарушенное дыхание

При утечке воздуха во время дыхания в неправильном направлении, звуки могут произноситься ребенком неправильно. Особенно заметно это проявляется у дошкольников, когда Р произносится «в нос». Причиной (помимо заложенности носа от насморка) могут быть увеличенные аденоиды, слабая работоспособность легких, проблемы с сердечно – сосудистой системой. В этом случае речевое дыхание корректируется под наблюдением врача с помощью упражнений, чередующих физическую и речевую нагрузку.

Короткая подъязычная связка

Как научить ребёнка говорить букву «р»

Также её называют уздечкой. Она мешает свободно двигать языком и поднимать его вверх. Чаще всего проблему обнаруживают ещё в роддоме. Если подъязычная связка не позволяет младенцу нормально сосать грудь, её подрезают. В более позднем возрасте уздечку, как правило, растягивают с помощью логопедических упражнений.

Нарушение фонематического слуха

Фонематическим слухом называют способность правильно воспринимать и воспроизводить звуки речи. В норме малыш уже в три года улавливает разницу между похожими звуками — даже если и не умеет их произносить.

Иногда развитие фонематического слуха задерживается из‑за перенесённого отита, аденоидов или других проблем со здоровьем. В результате нарушается звуковой анализ и синтез: ребёнок не так слышит звук, пропускает его в речи или заменяет другим.

Неправильное речевое дыхание

Для корректного произношения нужно уметь управлять своим выдохом. Не у всех детей это получается: кто‑то во время вдоха поднимает плечи, другие дышат слишком поверхностно и неравномерно или не умеют распределять выдох по словам

Вялая артикуляция

Для улучшения дикции следует заниматься не только упражнениями на развитие «Р», но и научить ребенка… строить гримасы!

Стимулируйте у него выразительную мимику и активные «движения ртом». В процессе игры попросите сложить язык лодочкой (дети это занятие обожают!); дотронуться языком до кончика носа; растянуть губы, широко улыбаясь как чеширский кот. Подобные забавные манипуляции отлично развивают подвижность речевого аппарата

Плохой фонематический слух

У такого ребенка не получается правильное звукообразование, так как он нечетко улавливает речь взрослых на слух. Об этом свидетельствует путаница звонких и глухих звуков, мягких и твердых согласных («любовь-любоф», «дверь-тверь», «балка-палка»). Развить фонематический слух поможет игра-упражнение «Шутки-минутки».

Недостаточное развитие органов речи

Незрелость речевого аппарата — основная причина нарушения произношения у дошкольников. Речевой аппарат состоит из 2 отделов: центральный (отделы головного мозга) и периферический (язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть). Нарушения работы головного мозга диагностируются и корректируются нейропсихологом. Дефекты артикуляционного аппарата устраняет логопед-дефектолог в игровой форме.

Глубокий прикус

При правильном прикусе верхние передние зубы перекрывают нижние примерно на треть, а остальные смыкаются друг с другом. А вот если прикус слишком глубокий, верхние закрывают нижние больше, чем наполовину. Добиться правильного положения языка с упором за верхние зубы становится сложнее.

Наследственность

Доказано, что несовершенное произношение буквы «Р» может иметь наследственный характер. В таких семьях проблема усугубляется тем, что ребенок копирует неправильную родительскую речь.

После выяснения истинных истоков дефектов речи переходите к прицельной коррекции, чтобы своевременно научить ребенка говорить «Р». Помимо особой терапии для конкретных нарушений, существует общепринятый набор ежедневных упражнений. Как минимум они потребуют полчаса вашего времени несколько раз в неделю, а лучше ежедневно.

Упражнения для растяжения подъязычной уздечки

быстро
Быстро поставить произношение буквы р можно при помощи специального комплекса упражнений

Одна из причин нарушения речи – короткая подъязычная уздечка. Справиться с этой проблемой можно самостоятельно в домашних условиях или при помощи тренировок с логопедом. В тяжелых случаях, при выраженной аномалии, назначается хирургическое рассечение тканей.

Помогут быстро справиться с проблемой неправильного звукопроизношения и растянуть подъязычную уздечку следующие упражнения:

  • Качели. Для выполнения дошкольник должен широко открыть рот и языком совершать движения вверх-вниз, доставая кончиком языка до зубов. На верхней и нижней точках рекомендуется задерживать язык на несколько секунд. Аналогичную тренировку следует проводить, двигая языком в стороны.
  • Футбол. Существует два варианта выполнения этой задачи. В первом случае ребенок должен дотрагиваться языком до внутренней стороны щеки справа и слева по очереди с легким нажимом. Во втором случае нужно из бинта скатать небольшой шарик и поместить за щеку ребенка, а он выталкивает шарик языком.
  • Котенок. Это упражнение будет интересным для детей любого возраста. Достаточно налить в тарелку немного йогурта или другого лакомства, которое дошкольник должен слизать языком, имитируя движения котенка.
  • Дотянись. Ребенок должен тянуться языком к кончику носа, затем к подбородку. На пике нужно зафиксировать язык на несколько секунд.

При выполнении занятий на растяжение уздечки языка родителей не должно пугать появление незначительного количества крови. Ее отделение при тонкой уздечке указывает на сильное растяжение или разрыв тканей. При значительном кровотечении следует проконсультироваться с педиатром.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика помогает подготовить речевой аппарат к произношению звука и разогреть мышцы для последующей тренировки.

Для успешного произношения звука «Р» важен энергичный выдох. В развитии правильного дыхания помогут мыльные пузыри, различные игры с коктейльными трубочками. Для развития выдоха также эффективными будут занятия:

  • Индюк. Дошколенок приоткрывает рот и кончиком языка водит по верхней губе, издавая звук «бл-бл-бл».
  • Маляр. Ребенок языком водит по внутренней поверхности ротовой полости, как бы «окрашивая» стенки.
  • Лошадка. Упражнение предполагает щелканье языком по небу.
  • Кучер. Дошкольник должен издать звук, будто хочет остановить лошадь. Это звуки бррр, пррр. При этом звук достигается путем вибрационных колебаний губ.
  • Грибочек. Кончик языка нужно зафиксировать на небном бугорке на 5–15 секунд.
  • Моторчик. Это продолжение предыдущей задачи, так как язык находится в положении «Грибочек». Ребенок старается на выдохе произносить длительное «ДДДД», «ДДДРРРР» и «РРРР».

При условии регулярной работы дошкольник начинает проговаривать звук «Р». Для закрепления эффекта необходима автоматизация звука.

Выполнять все упражнения рекомендуется перед зеркалом. Это повысит их эффективность благодаря возможности подражать взрослому через отражение.

Постановка твердого звука

Для начала посмотрите небольшое видео, в котором логопед показывает, как с помощью нескольких упражнений поставить ребенку звук Р.

Логопедические упражнения обязательно нужно выполнять дома в течение дня. Для каждого комплекса индивидуально устанавливается частота и кратность повторений. Давайте ребенку короткие и простые инструкции, как в наших примерах.

Упражнения для дыхания

  • «Мыльные пузыри». Тебе нужно выдуть как можно больше мыльных пузырей на одном выдохе. Сделай очень глубокий вдох и выдыхай сильно и долго. Вдохни снова и представь, что выдуваешь еще большой мыльный пузырь.
  • «Летящее перышко». Вдохни через нос. А теперь, медленно выдыхая ртом, сдуй с ладошки перышко (кусочек ваты).

Упражнения для губ

  • «Злой пес». Покажи, как рычит злая собака.
  • «Дудочка». Делаем из губ длинную дудочку.
  • «Лягушка». У лягушки рот, что называется, «от уха до уха». Чтобы изобразить ее, нужно очень широко улыбнуться.
  • «Кит». Надуваем щеки. Плывет кит в море синем, надуваем щеки сильно.

Упражнения для языка

  • «Иголка». Попробуй сделать язычок узким и острым. Получается? Покажи.
  • «Лошадка». Подковы лошадки звонко цокают по мостовой. Изобразим этот звук языком.
  • «Сластена». Как ты облизываешь губы, если на них осталось вкусное варенье?
  • «Качели». Попробуй дотянуться до носа кончиком языка. А теперь — до подбородка. Нужно повторить несколько раз.
  • «Маляр». Красим потолок — кончиком языка нужно водить вперед-назад по небу. Кисточка — наш язычок, мы покрасим потолок.
  • «Трубочка». Язычок высовываем в форме трубочки.
  • «Парус». Открываем рот. Язык ставим наверх за зубы и начинаем дуть на язык, словно ветер надувает парус.

Упражнения для растяжки уздечки язычка

Обычно массаж и специальные упражнения помогают растянуть короткую уздечку языка. Проводить эти занятия лучше в игровой форме. Немного терпения, и заветный «р» появится.

  • «Котенок». Котенок кушает молоко, зачерпывая его языком. Можешь показать как?
  • Домашний массаж. После того как логопед покажет варианты коррекции уздечки, массаж можно выполнять дома.

Способы постановки звука

Скороговорка
Скороговорки на произношение звука «р».

Основные приемы постановки:

  1. По подражанию — внимание ребенка фиксируют на движениях, положениях органов артикуляции при использовании зрительного и слухового контроля.
  2. Механическим способом — с использованием логопедических зондов, шпателей, поручных средств.
  3. Смешанным способом — постановка от других звуков.

Период закрепления правильного звука — от 25 до 60 дней. Уроки проводят 2 раза в неделю, без логопеда в домашних условиях занимаются ежедневно.

Подражание

До 6 лет чистые «Р» и «РЬ» появляются у детей по подражанию. Ребенок овладевает артикуляцией самостоятельно через фонематическое восприятие, ориентируясь на речь окружающих людей. Поэтому произношение взрослых должно быть чистым и четким, без нарушений.

Закрепление в слогах

Открытые слоги:

  • РА-РА-РА
  • РО-РО-РО
  • РУ-РУ-РУ
  • РЫ-РЫ-РЫ
  • РА-РА, РА-РО, РО-РЫ, РА-РУ, РО-РО, РЫ-РО, РЫ-РУ и т.д.

Закрытые слоги:

  • АР, ОР, УР, ЫР
  • АРА, АРО, ОРА, УРО, ОРУ, УРА, АРЫ, ОРЫ и т.д.

Закрепление в словах

Вначале нужно использовать такие слова, в которых звук «Р» будет находиться в начале слова: радуга, растение, роща, ров, рот, рожь, рука, ручей, рубашка, ручка, рынок, рыбак, рычаг, рыжик.

Далее для закрепления звука потребуются слова, в которых «Р» стоит в середине слова, но он окружен гласными. Приводим пример подобных слов: горы, город, жара, нора, фара, пара, шары, хоры, нарочно, сорока и.т.д.

Теперь – звук «Р» стоит в конце слова: спор, хор, мотор, жар, комар, самовар, мир и т.д.

Следующим этапом будет закрепление в словах, где звук будет стоять в середине слова в сочетании с согласными: кран, прочно, брось, праздник, прачка, прыгать, град, графин, сугроб, ограда, груша, бугры, трава, трамвай, ветры, остров, стройка и т.д.

Но для произнесения слов данной группы необходима предварительная работа по отработке слогов в сочетании с согласным звуком:

  • БРА-БРО-БРУ-БРЫ
  • ВРА-ВРО-ВРУ-ВРЫ
  • ГРА-ГРО-ГРУ-ГРЫ
  • ДРА-ДРО-ДРУ-ДРЫ

Данные слоги стоит произносить как по горизонтали, так и по вертикали.

Для того чтобы разнообразить ваши занятия с малышом, можно использовать задания на звукоподражание. Например, «Скажи, как работает двигатель у автомобиля?» — тррр, «Как можно остановить лошадку?» — тррр, «Изобрази кота, который мурчит» мурр-мурр, «Покаркай как ворона» карр-карр, «Когда тебе холодно, как ты говоришь?» бррр. Эти игры безусловно понравятся ребенку и отвлекут от реальной задачи, для которй они используются.

Мягкий звук «Р»

При произнесении мягкого звука «Р» положение органов артикуляции несколько меняется. Спинка языка поднимается к небу выше, чем при произнесении твёрдого «Р». Кроме этого, язычок перемещается вперед к зубам.

Закрепление происходит в согах в таком порядке РИ, РЕ, РЯ, РЁ, РЮ.

Можно предложить ребенку повторить слог, а затем слово с данным слогом. Например, РЕ-РЕ-РЕ — реки, РЮ-РЮ-РЮ – рюша, РИ-РИ-РИ – Рима и т.д.

Предлагаем слова, которые можно использовать для закрепления мягкого звука «Р»:

  • рёв, рябчик, рисунок, репа, редька, карета, фонари, моряк, зарядка, берёза
  • жарь, вратарь, зверь, дверь
  • тревога, треск, трюк, премия, прибой, приказ, бревно, бригада, крепость, крючок, грязь, гребень, гриб

Постановка «Р» от звука «Д»

Можно научить ребенка говорить букву «Р», отталкиваясь от уже сформированных звуков.

Постановка от «Д»:

  1. Ребенок звонко произносит «Д». Кончик языка упирается в альвеолы верхнего неба. Язык не отрывается от неба.
  2. Повторять без остановки «Ддддд». Язык завибрирует и появится «ДДД-РРР».
  3. Говорить слоги ДРА, ДРО, ДРУ, ДРЭ, ДРЫ, в которых «Р» звучит твердо.
  4. Проговаривать слова, которые начинаются с «ДР», «ТР», отработать произношение.
  5. Убрать «Д» из упражнений.

Если у ребенка не получается вибрировать языком, то можно помочь ему, мягко подтолкнув язык палочкой от мороженого.

Упражнения от звука «Ж»

Если дошкольник корректно выговаривает «Ж», то при его выговаривании можно отодвинуть язык палочкой вглубь рта. Образуется короткий «Р». Закрепить его, повторяя упражнения. После автоматизации «Р» подбирать слова без использования «Ж».

Постановка от звука «З»

Ребенок произносит «З» кратко, слегка дотрагиваясь языком до альвеол, сильно дует на язык. Будет слышен одноударный «Р», который потом легко переходит в вибрирующий.

Этот способ редко применяется на практике, т.к. артикуляция «Р» и «З» различна.

Автоматизация звука [р] в слогах (ра, ро, ры, ру)

Закрепление навыков выговаривания — важный этап в постановке звука «р», и называется автоматизацией. Эти занятия требуют системы отработки закрепления звучания «р» в разнообразии звукозвучания.

Это длительный этап, в котором также можно применять фразы, просто слова, стихи либо чистоговорки.

1. Ребенок повторяет последний слог, с гласным звуком на конце:

На полу стоит ведро – ро-ро-ро.

Летом сильная жара – ра-ра-ра.

Вот работают бобры – ры-ры-ры.

Сумка есть у кенгуру – ру-ру-ру.
Постановка звука «р» ребенку поэтапно. Логопедические упражнения с картинками, видео-уроки артикуляционной гимнастики

2. Повторение слога, где гласный звук расположен перед звуком «р»:

Мы за мир – ир-ир-ир.

Я подметаю двор – ор-ор-ор.

Мы покормим кур – ур-ур-ур.

3. Ребенок должен повторить три звука:

Зеленый помидор – дор-дор-дор.

Летит комар – мар-мар-мар.

На полу ковёр – вёр-вёр-вёр.

В кармане дыра – ыра-ыра-ыра.

4. Повторение четырех звуков:

Хитрая сорока – рока-рока-рока.

Ровная дорога – рога-рога-рога.

В поле кукуруза – руза-руза-руза.

Важно помнить! Прекращать артикуляционные упражнения во время автоматизации – нельзя! Это два самых эффективных процесса из всех этапов для постановки звука «р».

Артикуляционная гимнастика

Начинать занятие нужно с разминки речевого аппарата. Эти упражнения разогреют мышцы, укрепят язык и помогут растянуть подъязычную уздечку.

Качели

Широко открываем рот и болтаем языком вверх‑вниз, касаясь то верхних, то нижних зубов. Потом задерживаем кончик у верхних зубов на 15–20 секунд.

Кукушка

Рот по‑прежнему широко открыт. Высовываем кончик языка и дотрагиваемся им до верхней губы, а затем прячем за верхние же зубы.

Маляр

Представляем, что язык — это широкая кисть, и тщательно «красим» им зубы, щёки, верхнее нёбо.

Лошадка

Щёлкаем языком по верхнему нёбу, как будто цокают копыта лошади.

Угощение

Облизываем распластанным языком губы по часовой и против часовой стрелки.

Котёнок

Представляем, что на блюдце лежит лакомство — варенье или мороженое. Теперь нужно высунуть язык как можно дальше и слизать угощение так, чтобы язык не сворачивался в трубочку, а оставался распластанным.

Обзор заданий для формирования правильного произношения

Что можно порекомендовать родителям, у которых малыши только начинают произносить первые слова? Выполнять упражнения, которые помогут предотвратить возможные проблемы с буквой р.

Стихи и песни

Небольшие стихи и песенки с простой рифмой, легким ритмом и веселым содержанием помогают закрепить произношение «р» и «рь» и доставляют малышу удовольствие.

Как научить ребенка говорить букву р: инструкция от логопеда

Из множества стихов и песенок лучше выбирать насыщенные буквой Р.

Как научить ребенка говорить букву р: инструкция от логопеда

Необязательно искать длинные произведения, достаточно 4–8 строчек

Яркие иллюстрации к стихам помогут поднять настроение и привлечь внимание ребенка

Как научить ребенка говорить букву р: инструкция от логопеда

«Часы с кукушкой»

Можно научить ребенка выговаривать р и с применением такого упражнения. Попросите кроху открыть рот пошире. После этого кончик языка нужно выкладывать на верхнюю губу, а потом прятать его за центральные верхние зубы, касаясь бугорков. Внешне это напоминает, будто кукушка выглядывает из часов и прячется обратно.

«Дрожалка»

Если вы попробуете произнести звук р, то почувствуете дрожь на кончике языка. Чтобы научить своего ребенка правильному формированию этого звука, можно применить такое упражнение. Кончиком языка нужно попеременно касаться то верхней, то нижней губы. Одновременно ртом надо выпускать воздух. Получится, что язык начнет дрожать. А это нам и нужно.

«Смешная рожица»

Для стимулирования мышц, которые отвечают за дрожание языка, нужно выполнить такие действия. Предложите сыну или дочке растянуть губы в улыбке (максимально). При этом, улыбаясь, ребенку необходимо слегка покусывать кончик своего языка. Такое задание нужно делать 12 раз.

«Маленькая лошадка»

Эффективный метод растягивания подъязычной связки – цокать языком. Звук, издаваемый при выполнении этого упражнения для буквы р, будет напоминать цоканье копыт лошади. Кончик языка прижимается к небу и производится пощелкивание. Можно выполнять по 25 раз.

«Барабанщик»

Когда ребенок не говорит пресловутую букву р, проблема может быть связана с недостаточной гибкостью языка. Предотвратить такое явление поможет следующее упражнение. Предложите малышу немного приоткрыть рот и произнести звук д. Он должен ударить языком по альвеолам.

Разминка

Занятия начинаются с подготовки — разогревания артикуляционного аппарата. Все упражнения повторяем по 10-12 раз. Вначале родители показывают ребенку, как правильно делать упражнение. Это поможет быстрее научить малыша правильной технике.

«Прятки»

Слегка приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу, затем спрятать за верхний ряд зубов.

Упражнение «котенок»

Представьте, что вы облизываете тарелку. Язык не должен сворачиваться в трубочку, выполняйте это упражнение так же распластанным языком.

Упражнение «молоток»

Улыбаемся и стучим кончиком языка по основанию передних зубов. Делайте это довольно сильно и отрывисто, будто забиваете гвозди.

Эти упражнения подготовят ваш язык, челюсть и дыхание к правильному произношению, а заодно «растянут» подъязычную уздечку, если у вас с ней есть проблемы.

«Художник»

Дотронуться язычком до нёба и, словно кистью, поглаживать его вперед-назад.

«Маятник»

Высунуть язык и поводить им в разные стороны: влево-вправо и обратно.

«Чистим зубы»

Проводим языком по основанию верхнего ряда зубов словно зубной щеткой. Затем по очереди нащупываем язычком каждый зуб.

«Комарик»

Приоткрываем ротик в улыбке, высовываем кончик языка и пытаемся позудеть как комарик «з-з-з». Убираем язычок за передние зубы и продолжаем говорить «з-з-з».

Эти упражнения укрепляют языковые мышцы и разрабатывают «уздечку». Для отработки полноценного звука «Р» применяют специальный логопедический тренинг.

  1. Произносим ритмично «д-д-д», ударяя кончиком языка по верхним зубам изнутри. Затем начинаем выдувать сильную струю воздуха, пытаясь одновременно произнести «Д». Цель – прочувствовать характерную вибрацию языка и зафиксировать ее.
  2. Действенный способ разработать уздечки — цоканье. Прислоняем язык к верхнему нёбу и легко пощелкиваем.

Для дальнейших упражнений нужен специальный шпатель, иногда его называют постановочным зондом. Инструмент для постановки буквы «Р» продается в специальных магазинах для логопедов, аптеках. Современные зонды довольно комфортны и безболезненны, встречаются ароматизированные модели: с запахом клубники, ванили и т. д. Старайтесь пользоваться шпателем уверенно, но аккуратно.

  1. Попросите ребенка открыть рот и пожужжать как пчела. Через несколько секунд нужно осторожно просунуть шпатель под язык и быстро производить вибрирующие движения влево-вправо. Малыш продолжает произносить «жжж» на выдохе.
  2. Попросите малыша сказать «з-з-за», отодвигая язык как можно дальше назад. Просуньте ему под язычок зонд и двигайте им как описано выше. Если все выполнять правильно, послышится четкий звук «Р».

  1. Похвалите ребенка, как быстро он освоил трудную задачу. Постепенно подключайте проговаривание рычащих слогов и скороговорок.
  2. Чистоговорки подбирайте по возрасту. Чем меньше малыш, тем короче и проще должны быть предложения. Разнообразьте репертуар, не мучайте ребенка одной и той же фразой. Повторение должно превращаться не в рутину, а в интересную игру. Хорошо выучить забавный стишок или песенку, где встречается «Р».

Не торопитесь. Отработка звука «Р» у всех происходит индивидуально: от нескольких дней до месяцев. Как говаривал великий Суворов: «Тяжело в ученье – легко в бою!

Варианты неправильной буквы р (по наблюдениям логопеда)

Если перефразировать классика, то можно сказать: «Правильное произношение буквы р у всех одинаковое, а при неправильном – у каждого ребенка звук р звучит по-своему». Более двадцати проблемных вариантов произношения буквы р насчитали логопеды. Самые распространенные – следующие:

  • Звук просто пропадает. Ребенок говорит не «дорога», а «доога».
  • Горловое звучание. Такое произношение буквы р вашим ребенком не считалось бы проблемой, будь он жителем Германии или Франции. Возникает этот неправильный звук, если происходит колебание мягкого язычка (мягкого неба), а не собственно кончика языка. Если широко открыть рот и долго тянуть «р-р-р-р-р», то в итоге и будет звучать тот самый горловой звук. Правильно выговорить букву р таким образом невозможно.
  • Буква р произносится в нос. Создается впечатление, что так говорить букву р может ребенок, у которого насморк.
  • Выходит «рль», потому что дети выговаривают по-своему букву р – происходит боковая вибрация языка.

Советы логопеда

Данная статья посвящена одной из актуальных проблем в речевом развитии детей, а также способов устранения и коррекции данного речевого недостатка. Сегодня мы поговорим о том, как научить ребенка говорить букву р в домашних условиях, что нужно знать родителям, какие способы борьбы с данным отклонением существуют и какой комплекс упражнений поможет для решения этой задачи.

Что нужно знать родителям

Когда ребенок не выговаривает букву «Р», каждый родитель начинает переживать. Буква «Р» — это сложная фонетическая конструкция. Некоторые дети начинают её выговаривать сразу как только научились разговаривать, некоторые позже, а некоторые вообще затрудняются её выговорить. Если ребенок до 5 лет не научился выговаривать букву «р», родителям необходимо принимать какие-то меры. Возможно, что ребенок сам научится её выговаривать, а возможно и нет, но тогда уже будет поздновато и сложнее корректировать данные недостатки речи.

Способы исправления дефектов речи

Если ребенок не выговаривает букву «р», возможны несколько причин:


  • У ребенка слишком длинная и/или грубая уздечка, которая не дает сворачиваться языку в трубочку и соприкасаться с нёбом.

  • У ребенка просто не получается выговорить данный звук.

Для определения какая из причин вызвала данный недостаток речи, родителям следует обратиться к врачу-логопеду (именно к врачу с медицинским образованием), чтобы данный специалист посмотрел язык, ротовую полость, уздечку, послушал произношение и скорректировал дальнейшие действия родителей.

В ситуации, когда уздечка слишком длинная или грубая, специалист может посоветовать сделать операцию по надрезу уздечки, либо специальным комплексом упражнений её размягчить и «расшевелить». Часто бывает ситуация когда при рождении ребенка в роддоме врач-педиатор предлагает укоротить уздечку ребенку (это очень быстро, практически безболезненно, ребенок плачет всего несколько минут), но «родивые» мамочки отказываются, а потом уже данная процедура проходит через операцию под наркозом.

Моему ребенку в роддоме тоже подрезали уздечку (она была длинновата), ему сейчас 5 лет, он четко и правильно выговаривает все буквы. А соседка отказалась сыну подрезать уздечку когда предложил врач в роддоме, теперь им 6 лет, у её сына явные дефекты речи. Они посещают логопеда уже полгода, но эффекта мало.

Возможна другая ситуация, когда у ребенка просто не получается произносить данную букву, тогда несколько походов к логопеду и занятия дома помогут быстро устранить данный дефект.

Таки образом, возможны несколько способов устранить дефекты речи:


  • Обратиться к врачу-логопеду;

  • Сделать операцию;

  • Обратиться к логопеду, чтобы он показал, как научить ребенка говорить букву р в домашних условиях;

  • Выполнять собственный комплекс упражнений для развития речевого аппарата ребенка.

Речевые упражнения

Для развития речевого аппарата необходима общая гимнастика языка. Она обязательно должна проходить в игровой форме. 3-4 раза в день по 10-15 минут. Малыша необходимо заинтересовать, чтобы у него было желание заниматься данной гимнастикой. Каким образом это сделать, это уже забота каждого родителя индивидуально.

Итак, рассмотрим примерный комплекс упражнений.


  • Упражнение 1: поиграть с ребенком в игру, кто дотянется своим языком до кончика носа

  • Упражнение 2: свернуть язык в трубочку, высунуть изо рта и подуть в язык

  • Упражнение 3: кончиком языка достать верхние зубы и говорить букву «д»

  • Упражнение 4: побаловаться языком, высунуть его изо рта и болтать им в одну и другую сторону.

  • Упражнение 5: сказать малышу, что твой язычок – это зубная щетка, и тебе нужно почистить им все свои зубки со всех сторон.

Родители в дополнение к этим упражнениям, могут придумывать и другие, главное чтобы они проходили в игровой форме и нравились ребенку.

Данные упражнения помогут размягчить и сделать более гибкой уздечку, но букву «Р» выговаривать пока не научат. Для того чтобы научиться выговаривать эту букву, необходим определенный прибор — зонд, который вставляется под язык. По вопросам необходимости приобретения и использования данного прибора необходимо проконсультироваться с врачом-логопедом. Также данный специалист покажет вам определенный комплекс упражнений подходящий именно для вашего ребенка.

Одним из упражнений в домашних условиях для выговаривания буквы «р» может служить следующее: попросите ребенка кончиком языка прикоснуться к бугоркам, которые находятся на верхнем нёбе сразу за верхними передними зубами, раскрыть свой рот и не шевеля челюсти говорить букву «д». Буква «д» через некоторый промежуток времени будет перерастать в букву «р».

Не требуйте от ребенка сразу выговаривать слова с буквой р. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Попробуйте сначала показать как рычать, а он пусть повторит. Затем, если уже будет получаться одиночная буква «р», тренируйтесь говорить слоги с данной буквой «ра, ро, ри, ре, ря, ру». И уже после того, как стали получаться слоги, можно переходить к словам с буквой «р».

Не забывайте, что важный момент при занятиях с детьми – психологический. Ребенок в 5 лет уже большой и сам замечает свой дефект, возможно, что и его сверстники постоянно ему об этом говорят. Поэтому главное не «переборщить». На занятиях подбадривать малыша, хвалить его.

На заметку родителям. Не отчаиваться, если у вас будет уверенность в своих силах, в способностях своего малыша, то он будет стараться и у него все получится.

Итак, теперь вы знаете основные причины возможного дефекта речи у детей, также вы познакомились со способами диагностирования данного дефекта и узнали как научить ребенка говорить букву р в домашних условиях, мы рассмотрели несколько упражнений для гимнастики речевого аппарата. Осталось самое главное: пожелать вам удачи и много терпения!

Заключение

Ежедневные занятия с ребенком по работе над буквой “р”, безусловно, увенчаются успехом — даже не сомневайтесь в этом.

Но еще они научат маленького человека верить в себя, справляться с неудачами, чувствовать поддержку близких людей и благодарить, идти к цели и трудиться для ее достижения.

Источники

  • https://Lifehacker.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r/
  • https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r/
  • https://healthbeautyblog.ru/deti/kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-bukvu-r.html
  • https://LogopediaCentr.ru/razvitie-i-korrektsiya/postanovka-zvuka-r/
  • https://rebenokmama.ru/kak-nauchit-govorit-bukvu-r/
  • https://mamsy.ru/blog/uchim-rebenka-vygovarivat-bukvu-r/
  • https://GotovlusKShkole.ru/zanyatiya/razvitiye_rechi/kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-bukvu-r
  • https://www.baby.ru/wiki/kak-naucit-rebenka-govorit-bukvu-r/
  • https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_govorit_bukvu_r.html
  • https://o-krohe.ru/logopediya/kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-bukvu-r/
  • https://kidteam.ru/postanovka-zvuka-r-rebenku-poetapno.html
  • https://iqclub.ru/blog/2018/03/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r/
  • https://mir-logiki.ru/kak-rebenka-naucit-proiznosit-bukvu-r/
  • https://7days.ru/lifestyle/family/porrrychim-kak-nauchitsya-vygovarivat-bukvu-r.htm
  • http://1obuchenie.com/kak-nauchit-rebenka-vygovarivat-bukvu-r-v-domashnih-usloviyah.html
  • https://KakGovorit.ru/kak-nauchit-rebenka-govorit-bukvu-r

[свернуть]

Вам также может понравиться...