карандаш в руке
Общее развитие ребенка

Как правильно держать ручку: топ способов научить ребенка, подготовка руки к письму

С какого возраста нужно обучать ребенка

Педагоги советуют показывать детям верное положение карандаша или фломастера сразу, как только они заинтересуются этими предметами.

Но в раннем возрасте (1-2,5 года) мелкая моторика развита плохо, поэтому ребенку может быть сложно удерживать ручку несколькими пальцами.

Чтобы подготовить малыша к письму, надо:

  • выполнять пальчиковую гимнастику;
  • перекатывать или нанизывать на нитку бусины;
  • делать аппликации из бумаги;
  • развязывать простые узелки;
  • мять в руках игрушки разной формы.

В 3 года можно подключать такие занятия, как:

  • пришивание пуговиц или заплетание косичек;
  • закрашивание крупных элементов раскраски;
  • дорисовывание фигуры по контуру;
  • сборка крупных конструкторов;
  • лепка из пластилина.

Обучение ребенка держать ручку

В 4 года уже возможно полноценное обучение. Можно показывать верное положение кисти на своем примере или обхватывать руку ребенка, располагая пальцы на нужных местах.

Зачем это нужно

У неправильного пальцевого захвата есть много негативных последствий. Самое безобидное из них — насмешки одноклассников.

Возможны и такие проблемы:

  1. Невозможность добиться красивого почерка.
  2. Кисть может уставать и болеть даже после одного урока.
  3. Успеваемость школьника снижается, ведь он тратит время не на решение сложных задач, а на попытки сладить с неудобным предметов в руке.
  4. Сколиоз и другие заболевания позвоночника. Неправильное положение кисти вызывает неправильное положение руки и, как результат, искривление верхней части туловища.
  5. Нарушение зрения.

Почему дети неправильно держат ручку и карандаш?

Хватательный рефлекс у ребенка развивается уже в младенчестве, и к году малыш уверенно удерживает рукой различные предметы. Чаще всего — зажимает в кулаке. Так ему удобно, он видит, что при таком «захвате» игрушка, ложка или карандаш не падают. Даже если ребенок наблюдателен и замечает, что взрослые держат карандаш по-другому, ему нелегко это повторить из-за недостаточно развитой мелкой моторики пальцев.

Именно поэтому родителям необходимо не только показывать, как правильно держать ручку при письме, но и заниматься развитием мелкой моторики рук ребенка . Для этого отлично подходят пальчиковая гимнастика, лепка из пластилина или занятия с мозаикой. Полезно научить ребенка застегивать пуговицы, нанизывать бусины на нить.

Важно показать ему, что все эти действия удобно совершать тремя пальцами (отработать и закрепить так называемый щипковый захват).

Почему важно держать ручку правильно?

как правильно держать ручку чтобы красиво писать

Неправильное положение пальцев при письме — это вопрос не только красоты почерка. Все значительно серьезнее.

Ребенок неправильно держит ручку? Скорее всего, он и сидит неправильно. А это может привести к мышечным болям, ухудшению осанки и — в перспективе — к сколиозу.

«Кривая» посадка чревата проблемами со зрением.

Рука, поставленная неправильно, быстро устает; возможны даже спазмы мышц и кисти.

Ну и, конечно, есть психологический аспект: ребенку — особенно первокласснику — тяжелее, чем его сверстникам. Он не успевает, не получает удовлетворения от учебы, начинает бояться письменных работ. В конечном счете, у ребенка формируется негативное отношение ко всему учебному процессу.

Признаки того, что ребенок держит ручку неправильно

Неправильная постановка пальцев — не всегда «ручка в кулаке». Есть много вариантов, при которых ребенок при письме держит ручку или карандаш неправильно и которые не так бросаются в глаза:

  1. Ребенок держит ручку слишком близко или слишком далеко от стержня. Оптимальным считается расстояние порядка 1,5 см.
  2. Неправильный захват: «щепоть» или большой палец ниже указательного.
  3. Упор на указательный, а не на средний палец.
  4. Чрезмерный нажим на пишущий инструмент.
  5. При письме двигается бумага, но не карандаш.
  6. Слишком зажата и напряжена кисть.
  7. Верхняя часть карандаша «смотрит» в сторону (должна быть направлена к плечу).

На что влияет неправильный захват?

Специалисты сходятся во мнении, что от того, как ребенок держит пишущие предметы, зависит его здоровье. Неправильный захват при письме может пагубно сказаться на зрении ребенка, а также приводит к сколиозу. Часто неправильный захват сопровождается слишком сильным нажимом на карандаш. Поэтому дошкольник будет уставать, выполняя письменные задания. Это может отразиться на отношении ребенка к учебе в школе.

Как держать письменные принадлежности?

Вы задумывались над тем, правильно или неправильно вы берёте карандаш? У взрослых это происходит «на автомате», а вот ребёнок ещё совершенно не понимает, как правильно держать ручку.

Задача родителей – приучить дошкольника к верному способу письма и выработать автоматический навык.

Если ребёнок праворукий, письменная принадлежность должна располагаться на левой части среднего пальчика. Указательный же палец прижимает ручку, не давая соскальзывать. Самый большой пальчик придерживает её с левого бока. У леворукого малыша способ держания, соответственно, абсолютно зеркален.

Как держать письменные принадлежности
Чтобы проверить правильность захвата письменных принадлежностей, попросите ребёнка немного приподнять указательный пальчик. Если карандаш выпадет из ладони, значит, детские пальчики расположены неправильно.

Оставшимися «без дела» пальцами малыш волен распоряжаться по своему усмотрению. Обычно мизинчик и безымянный палец прижимают к ладошке, некоторые люди при письме прячут их ближе к большому пальцу.

Чтобы захват карандаша не доставлял неудобства, нужно приучить ребёнка выполнять следующие несложные действия:

  1. Прежде всего, объясните будущему школьнику, что письменные принадлежности держат в ладони не вертикально, а под таким уклоном, чтобы верхний кончик «смотрел» на плечо.
  2. Верхняя фаланга средних пальчиков – то место, куда укладывается карандаш. Указательный «перст» должен поддерживать его с верхней стороны, а большой – с левой. Остальные пальцы прижимаются к ладошке.
  3. Располагая руку на поверхности стола, важно определить верную точку опоры. Ею служит третья фаланга мизинчика и внешняя сторона ладошки.
  4. Чтобы мышцы излишне не напрягались, нельзя чрезмерно сжимать карандаш – пальчики должны быть расслабленными. А расстояние от пальцевого захвата до окончания стержня приблизительно составляет 1,5-2 сантиметра.

Если ребёнок постоянно игнорирует эти рекомендации, обязательно напоминайте, но не говорите слово «неправильно». Лучше покажите, как нужно делать и держать.

Первое знакомство с карандашом

Прежде чем начинать занятия, убедитесь, что вы сами держите ручку правильно. Мало кто из взрослых зажимает карандаш в кулаке или между пальцами в виде кукиша. Зато наклон письменного прибора, место захвата не у всех соответствует стандарту. Ребенок может не понять объяснения на словах, родители должны будут на собственном примере показать ему, как они сами рисуют и пишут.

Возьмите ручку и посмотрите, насколько правильно ее положение.

  • Ручка лежит на верхней фаланге среднего пальца, сверху ее придерживает большой, с сбоку указательный палец.
  • Безымянный палец и мизинец согнуты и прижаты к ладони.
  • Расстояние от пальцев до острия карандаша – около 1,5 см.
  • Тупой конец направлен на плечо пишущей руки.

Правильное и не правильное положение ручки и карандаша

Если заметили ошибки, откорректируйте положение письменного прибора, чтобы показать малышу правильный пример.

Теперь просмотрите весь арсенал пишущих средств ребенка. Друзья и родственники могли надарить ему карандашей самых причудливых форм, толстых ручек с множеством стержней или сувенирных миниатюрных фломастеров. Такие предметы хорошо смотрятся на стенде или в коллекции, а использовать их по прямому назначению очень неудобно, особенно когда малыш только учится держать в руках письменные принадлежности.

Возьмите карандаш толщиной 8 мм и длиной около 10-12 см. Желательно, чтобы он имел трехгранную форму, тогда пальчики сами займут правильное положение. Объясните малышу, что карандашик любит, чтобы его держали правильно, а если схватить, как попало, ему будет неприятно. Для наглядности можете показать, что когда вы ведете малыша за ручку, ему весело и хорошо, а если держать за ногу, будет очень неудобно.

Упражнение для формирования правильного захвата карандаша

Как подготовить руку к письму?

Бесполезно заниматься с ребенком рисованием, если его пальцы еще недостаточно развиты. С грудничком можно заниматься пальчиковыми играми: «Ладушки», «Сорока-белобока». Давайте ему игрушки, побуждающие развивать точные движения. Очень большую помощь окажут развивающие центры, обучающие коврики. Приобретите или сделайте сами несколько сумочек и кармашков с различными застежками. Малыш приложит все усилия, чтобы открыть молнию, пуговицу и липучку, если привыкнет, что в емкости его ждет интересный сюрприз.

Детям постарше можно предложить игры с шариками, крупными бусинами, которые нанизывают на тонкую веревочку. Очень помогают мелкой моторике игрушки-шнуровки. Купите ребенку безопасный пластилин, который можно брать в рот, – пусть мнет его, катает колбаски, пытается что-то слепить. Для развития и пальцев, и умственной деятельности можно приобрести конструктор.

Хорошо тренируют кисть руки и другие занятия:

  • пазлы;
  • завязывание узелков, обучение основам макраме;
  • раскраски;
  • рисование различных фигур по клеточкам, точкам  или контурным линиям.

Развитие мелкой моторики хорошо совмещать с приобщением малыша к домашним обязанностям. В 3-4 года можно под присмотром мамы знакомить его с рукоделием: учить пришивать пуговицы, вышивать несложные узоры. Перед Новым годом устройте конкурс на лучшую вырезанную снежинку для украшения елки. Когда готовите печенье или пирог, дайте ребенку кусочек теста. Пусть он слепит свою фигурку, которую тоже нужно обязательно испечь, отведать всем по кусочку и похвалить юного кулинара за вкусное угощение.

Не надейтесь, что научить ребенка правильно держать ручку сможет педагог в первом классе. Если неверный захват уже сформировался, избавиться от привычки будет очень сложно, а преподавателям просто некогда этим заниматься. Часто досадные мелочи и безобидные на взгляд родителей привычки настолько отравляют жизнь школьника, что он отказывается идти на уроки. Позаботьтесь о будущем своего малыша, не пожалейте 20-30 минут в день, чтобы развить необходимые навыки.

Советы

  • Возможно, вы найдете другой способ держания ручки. Если он покажется вам удобным, используйте его.
  • Не сдавливайте ручку пальцами слишком сильно. При появлении напряжения в пальцах попробуйте менять их положение, пока не нащупаете удобный способ захвата.
  • Шариковыми ручками писать сложнее, чем перьевыми. Как правило, их нужно сжимать крепче и держать более вертикально, при этом сильно надавливая на бумагу.
  • Карандаши и другие пишущие принадлежности нужно держать так же, как ручки, поэтому их тоже можно использовать для оттачивания навыка

Топ способов, как научить ребёнка правильно держать ручку

Не все родители знают, какая методика является наиболее эффективной в деле обучения деток оптимальному захватыванию пишущих аксессуаров. Специалисты выделяют несколько простых способов, которые отличаются универсальностью (подходят для всех детей) и эффективностью (действуют практически в 100 % случаев).

Родителям осталось лишь выбрать самую подходящую методику и начать обучающий процесс.

Захват пинцетом

Чтобы приучить малыша правильно ухватывать пишущий предмет в руку, необходимо воспользоваться пинцетной «хваткой». Это один из самых несложных и наглядных методик удержания карандашей.

Гладкий предмет ставят грифельным концом вниз перпендикулярно столешнице. Ребёнок захватывает верхнюю часть тремя рабочими пальчиками, после чего двигает их книзу, пока они не примут оптимальную позицию, которая требуется при письме.

Салфеточный метод

Чтобы детские пальцы смогли принять правильное положение, необходимо заранее запастись половинкой салфетки и карандашом. Бумажный аксессуар нужно сложить в 4 раза, после чего малыш прижимает его к ладони мизинчиком и безымянным пальцем.

Салфеточный метод

Работающие при письме пальцы ребёнок выпрямляет и берёт ими карандаш так, как было описано выше. «Лишние» пальчики теперь не помешают малышу правильно захватывать пишущий предмет.

Дартс

Ребёнку в 5 или 6 лет можно предложить метать дротики, чтобы обрести правильно поставленный захват. Оказывается, дартс не просто увлекательная игра, но и своеобразный тренажёр, помогающий понять принцип удерживания письменной принадлежности.

Трёхпальцевый метод держания дротиков аналогичен захвату карандаша или ручки. Поэтому всякий раз, когда ребёнок усаживается за пропись или тетрадку, напоминайте, что письменный предмет нужно брать, как игровую принадлежность.

Мелки

Мелки
Художественные мелки – ещё один неплохой вариант для обучения правильному удержанию карандаша.

Предварительно пастель необходимо разломать на кусочки, длина которых не превышает трёх сантиметров.

Такие небольшие мелки дети не смогут спрятать в кулаке, поэтому им придётся удерживать пастель исключительно тремя пальцами.

Позанимавшись с мелом, ребёнок без проблем сможет перейти на более взрослые пишущие аксессуары.

С помощью резинки

Освоить письмо поможет обычная аптечная резинка, которую надевают на запястье. Резинку слегка оттягивают вверх, делают петельку, в которую продевают ручку ближе к колпачку. Так она будет сохранять правильное положение при письме.

Резинка на карандаше

С помощью носового платка или салфетки

Если безымянный пальчик и мизинчик постоянно мешают малышу правильно захватить карандаш, можно воспользоваться маленьким носовым платочком или бумажной салфеткой. Ее складывают в 4 раза и кладут на ладошку. Два последних пальчика должны прижать салфетку к ладошке. Затем рабочими пальчиками нужно правильно захватить карандаш. Этот способ поможет малышу запомнить, как нужно правильно рисовать или писать.

Салфетка в руке

Естественный метод

Гладкий карандаш или ручку нужно поставить концом грифеля вниз перпендикулярно столешнице. Пишущий инструмент берется за верхнюю часть тремя рабочими пальцами — большим, средним и указательным. После этого ребенок начинает двигать пальчики книзу, скользя ими по карандашу, пока они не займут оптимальную позицию, которая потребуется при письме. Считается, что пальцы сами должны занять правильное положение.

«Сонный» способ

Мы должны уложить ручку или карандаш спать в своей руке. Для этого ребенку нужно представить, что средний палец — это кровать для письменной принадлежности. Положите ручку на нее, а под кончик ручки или карандаша — подушечку указательного. Одеяло — это большой палец. Теперь можно приступать к письму.

Метка на пальчике

Если ребенку все равно сложно понять как держать пишущий инструмент, воспользуйтесь простейшей техникой, которая предполагает нанесение отметки или точки на том месте среднего пальца, где должна лежать ручка.

Аналогичную отметку, точку или плюсик необходимо поставить и на ручке, отступив 1,5 сантиметра от острия грифеля. Малышу необходимо объяснить, что эти две отметки должны совпасть для поучения идеального захвата.

С помощью резиновой насадки

Специальная резиновая насадка с углублениями для пальцев продается в отделе канцелярских товаров. Надев такую резинку на ручку, можно контролировать положение пальчиков первоклашки. Он будет с удовольствием писать, ведь это и ручка и веселая игрушка одновременно.

Насадка для карандаша

При помощи ручки для первоклассников

Можно купить готовую ручку для первоклассников, в которой есть выемки для пальчиков. Эту ручку удобно брать в руки, и пальцы сами принимают нужное положение. Такое приспособление можно вырезать самостоятельно из обычной резинки. Получится замечательный тренажер, способный наладить правильный захват и исправить почерк.

Ребенок пишет ручкой

При помощи наглядных пособий

Над столом можно повесить яркую схему, как правильно пользоваться письменными принадлежностями.

Плакат как держать ручку

Правильная осанка – залог красивого почерка

Перед тем, как научить ребенка держать ручку правильно, уделите внимание выработке правильного положения за столом. Чтобы освоение письменных навыков принесло только пользу, необходимо научить малыша грамотной посадке. Он должен освоить такие правила:

  1. Спину следует держать ровно.
  2. Стопы должны быть поставлены на ровную поверхность (пол или специальную подставку для ног).
  3. Локти не должны свисать, а твердо лежать на краях стола.
  4. Между столом и ребенком должно оставаться 2 сантиметра зазора.
  5. Тетрадь должна находиться под 30-градусным углом.

Обучая детей держать ручки, сидя за столом, придерживайтесь важного правила. Колени, линия бедер со спиной и руки на столе должны образовывать 3 прямых угла. Высота стула должна быть параллельной коленным складкам. К тому же, желательно, чтобы не только стул, но и стол имел регулировку.

Как правильно держать ручку при письме: 6 секретов от детского психолога, как научить ребёнка

Рекомендуется регулировать не только высоту, но и уровень наклона столешницы. Угол может быть разным, в зависимости от вида деятельности малыша:

  • рисование карандашом – до 5 градусов;
  • работа с ручкой – около 15 градусов;
  • чтение – 30 градусов.

Учимся писать при помощи специальных средств

Изготовители канцтоваров пришли на помощь родителям и предложили специальные средства, благодаря которым для ребенка письмо стало намного легче. Они представляют собой пластиковые, фигурные насадки с отверстиями в виде смешных зверушек.

Как правильно держать ручку при письме: 6 секретов от детского психолога, как научить ребёнка

Благодаря наличию выемок на ручке в необходимых местах, взять ее неправильно невозможно. Изделия делают и для левшей, и для правшей. Тренажер учит детей удерживать ручки в оптимальном положении.

Изготавливается насадка-тренажер из термопластичного эластомера. Она надевается на обычную ручку стандартных размеров без автоматического механизма. Преимущества тренажера:

  • Он учит правильной постановке фаланг пальцев при освоении техники письма.
  • Он удерживает кисти в расслабленном состоянии, что снижает усталость руки при длительных занятиях.
  • Родитель может научить ребенка писать, не контролируя процесс постоянно. Нет необходимости стоять над ним и проверять правильность письма.
  • Чтобы освоить технику работы ручкой или карандашом, требуется всего 2 месяца. После окончания этого срока малыш может продолжать заниматься, но уже без тренажера. Благодаря наработкам «мышечной памяти», пальцы сами помнят, как удерживать ручку.

В магазинах канцтоваров также можно найти трехгранные карандаши. Они идеально подходят для обучения малыша рисованию.

Ручка – «самоучка»

Это устройство, которое надевается на ручку. Благодаря ему взять ручку неправильно просто невозможно. К тому же можно найти подобные насадки различной расцветки и в форме зверушек. Данные тренажеры можно найти как для правшей, так и для левшей.

Кстати, для малышей, которые только учатся держать в руках ложечку, есть специальная ложка-обучалка, благодаря которой ваш ребенок сможет научиться правильно брать столовые приборы в руку.

Ручка с «подсказкой» для пальцев

Ручка имеет трёхгранную форму, корпус изготовлен из мягкого материала, вес и длина ручки уменьшены. Также на корпусе ручки расположены углубления определенного размера. Все это обеспечивает правильное положение ручки в руке ребенка, а яркие цвета и веселый дизайн формируют позитивный настрой к учебе.

Метод пинцетного захвата

  • Для этого нужно взять карандаш или ручку за самый кончик и поставить на стол.
  • Теперь пальчики скользящими движениями спускаются вниз и ручка оказывается в руке в правильном положении.
  • Теперь только остается контролировать наклон руки ребенка.
  • Сначала рекомендую показать ребенку на собственном примере, делая эти действия медленно, затем предложите ребенку повторить за вами.

Игра «Спокойной ночи, ручка!»

Данный способ приемлем для самых юных писарей. Можно предложить малышу “уложить” ручку или карандашик спать в детскую руку: кладем ручку в кроватку – на средний пальчик, под голову подушечку – указательный, а сверху одеялко – большой пальчик.

Основная задача взрослого в период обучения – регулярно следить за правильностью захвата ребенком письменных принадлежностей. То есть во время рисования нужно следить за правильным положением пальцев.

Если Вы заметили, что карандаш снова держится неправильно, остановите рисование и переложите его правильно.

Стоить помнить, что рисуя, дети обычно очень сильно сжимают карандаш. Пальцы потеют, и рука быстро устает. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Пусть ребенку будет интересно учиться рисовать. Подарите ему красивую книжку-раскраску или предложите изобразить сюжет из любимого мультфильма. Если ребенок будет заниматься с удовольствием, то очень скоро добьется первых успехов!

Самое главное – помнить, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. А значит, результат любого дела зависит от того, в какой форме и даже с каким настроением Вы преподнесете ребенку любые упражнения или занятия.

  1. Научите ребенка правильно держать ручку до начла учебного года, тогда вы точно будете уверены, что ваш всезнайка с легкостью будет справляться с письмом, а главное правильно.

«Бай-бай», ручка

Важный принцип обучения — это опора на игровую деятельности. Маленькие дети тяжело воспринимают обычную учебу. Поэтому им нравится веселая гимнастика и подобные упражнения.

В возрасте шести лет ребенка начинают готовить к школе. В это время он готов осваивать письмо и чтение. Чтобы он понял, как правильно и уверенно держать ручку, можно сделать с ним несложное упражнение.

Для него нужно представить сценку, где кисть ложится спать:

  1. Средний палец будет кроваткой.
  2. Ручку нужно положить на кроватку.
  3. Под ее конец заводят подушечку указательного пальца.
  4. Сверху закрыть большим пальцем.

Обратите внимание! Со стороны будет выглядеть так словно ручка лежит в кроватке. Детям нравятся подобные игры, где предметы предстают в необычном виде.

Как научить ребенка правильно держать ручку при письме

Как правильно держать ручку при письме: 6 секретов от детского психолога, как научить ребёнка

По некоторым прогнозам в ближайшем будущем системы образования будут полностью модернизированы, а вместо тетрадей и ручек, которые уйдут в прошлое, учащиеся будут пользоваться компьютерами и другими электронными устройствами. Однако пока до этого не дошло, красивый и разборчивый почерк является важным элементом успешной учебы. Поэтому родителям важно знать, как научить ребенка правильно держать ручку при письме.

Когда начинать учить ребенка правильно держать ручку

Обычно родителей начинает беспокоить вопрос того, как их сын или дочь держат ручку, только когда они идут в школу, или в период дошкольной подготовки. Однако, об этом стоит задумываться гораздо раньше.

В самом раннем возрасте, когда дети начинают знакомиться с процессом рисования, они держат карандаши, фломастеры или ручки всеми пятью пальцами. И уже с этого момента, родители должны показывать детям правильный захват с помощью трех пальцев.

При этом большую помощь родителям могут оказать правильные пишущие принадлежности. Например, первые карандаши малышей должны быть укороченными и утолщенными и иметь треугольную форму. Такая форма способствуют правильному захвату, благодаря чему, дети сами интуитивно учатся правильно держать эти карандаши при рисовании.

Моторика рук – важная часть обучения письму

Если ребенку не удается научиться работать с ручкой (карандашом), возьмите на вооружение упражнения для моторики. Они также поспособствуют выработке красивого почерка.
Как правильно держать ручку при письме: 6 секретов от детского психолога, как научить ребёнка
Известно несколько доступных способов натренировать моторику рук в домашних условиях, используя подручные предметы:

  • Рассыпьте бусы в миске и попросите малыша собрать их обратно, нанизывая на нитку.
  • Вырезайте с малышом всевозможные фигурки.
  • Предложите ребенку развязать узелки, сделанные вами заранее.
  • Попросите маленького помощника пришить пуговицу к одежде или просто к лоскутку ткани.
  • Лепите из теста вместе, и вы получите двойной эффект: помощника на кухне и ребенка, умеющего работать с ручкой или карандашом.
  • Можно приобрести специальные турники для пальцев или обратиться к физиотерапевту (он подскажет комплекс упражнений).
  • Инсценируйте с малышом сказку. Пусть его пальчики станут воображаемыми персонажами игры.

Рисовать хочет малышок – дайте восковой мелок.

Как правило, к неправильному держанию ручки и карандаша приводит недостаточное внимание к развитию мелкой моторики у малышей. Будучи совсем крохами, малыши удерживают игрушки сразу всеми пальцами. Так же в кулачок они впервые берут карандаш, и такой захват со временем превращается во вредную привычку.

Возможно именно поэтому не стоит начинать обучение ребёнка изобразительному искусству сразу с корпусных пишущих предметов (фломастеров, авторучек). Лучше подойдут восковые мелки. Разломленный на несколько частей мелок ребёнок не сможет взять иначе, чем тремя пальцами.

Ручку правильно, чтоб взять – дротики начни метать.

Как дополнительное, скорее, занятие может подойти игра в дартс. Дротик просто невозможно метнуть без правильного захвата его тремя пальцами. Затем попробуйте с малышом начертить дротиком на песке несколько букв. А позже, можно предложить ребенку представить, что ручка – это тоже дротик.

правильно держать ручку используя дартс

Сама по себе игра в Дартс хорошее средство для развития гармонии движения рук и глаз. Регулярная игра существенно улучшает их координацию.

Чтобы малыши не поранились острыми дротиками, можно купить детский вариант игры с магнитиками на дротиках вместо острых шипов.

Ещё вещь полезная весьма — насадка для письма.

Внести разнообразие в обучение тому, как научить ребёнка правильно держать ручку помогли производители канцтоваров. Они предлагают ещё одно «спецсредство», с помощью которого детям намного легче научиться писать. Это пластиковые насадки на ручки, выпускающиеся в виде фигурок различных зверят. «К ручке пришла в гости кошка, хочет поиграть немножко» — с такими словами можно начать урок, приобретя такую насадку в отделе детских канцтоваров. Каждую из этих насадок можно надеть на авторучку без особых усилий.

Данные «спецсредства» выполнены таким образом, что вложив пальцы в специальные выемки, малыш просто не сможет взять ручку неправильно. Немаловажный факт – насадки делают и для левши, и для правши.

правильно держать ручку используя специальные насадки

К преимуществам их использования можно отнести:

  • простоту самого процесса правильного расположения пальцев на ручке;
  • возможность не напрягать кисть руки, что снижает её усталость;
  • отсутствие необходимости постоянного контроля со стороны родителей.

Примерно через 2 месяца необходимость использования такой насадки отпадёт. Ребёнок сможет продолжить занятия, благодаря «мышечной памяти» уже без тренажёра. Пальцы «сами» запомнят, как держать ручку.

Ещё один лайфхак – канцелярский зажим для бумаг.

Если у вас пока нет под рукой одного из перечисленных нами специальных средств — есть ещё одна альтернатива. Возможно у вас есть возможность где-то взять канцелярский зажим для бумаги. На многих сайтах, посвящённых этой тематике, пишут про канцелярскую скрепку, но скрепка, скрученная из проволоки – это совсем другой канцелярский аксессуар.

правильно писать используя зажим для бумаг

Прикрепите зажим на ручку. «Ушки» должны торчать вверх. Перед началом занятий, объясните ребёнку, что:

Малышок внимательный

Дружит со зверушками,

Пальчик указательный,

Кладёт между ушками.

Такое расположение пальцев поможет ребёнку правильно держать ручку.

Поможет выучить урок – с тремя дырками носок.

Для того чтобы научить ребёнка правильно держать ручку при письме можно применить ещё один способ, который обязательно поднимет ему настроение. Понадобится простой детский носок, хотя конечно лучше взять какой-нибудь разноцветный, чтобы было веселее. В носке нужно будет проделать 3 отверстия для пальцев. «Лишние» безымянный палец и мизинец останутся «сидеть дома», и не будут «мешаться». Можно пришить на носок глаза, рот и уши, и обратить весь процесс как игру.

правильно держать ручку при помощи носка

Можно использовать варежку, сделав соответственно отверстия для «рабочих» пальцев. Хотя учитывая повышенную морозоустойчивость варежек, писать в ней может быть слишком жарко.

Подходят ли способы для левши

Методики обучения правильному положению при письме можно использовать как для правши, так и для левши. Единственное, о чем необходимо помнить родителям: положение пальцев во втором случае будет зеркальным. Указательный палец будет придерживать ручку не справа, а слева.

Почему не нужно переучивать ребенка

Левши более эмоциональны, склонны к творческим занятиям. При этом многие из них одинаково хорошо пишут правой и левой рукой без давления со стороны взрослых. Что делать в таких случаях, решать родителям, но современные исследования подтверждают, что переучивание ребенка-левши вредно для его психического и физического здоровья. Последствиями такого давления могут стать энурез, невроз, задержки в развитии, заикание, нарушение сна, головные боли и другие проблемы.

Почему возникают ошибки

Ситуация, когда ребенок неправильно держит ручку, карандашики, фломастеры во время письменных работ, достаточно распространена. Откуда же берётся подобная проблема? Эта привычка формируется в самом раннем возрасте, ещё задолго до поступления в школу.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ПРАВИЛЬНО ДЕРЖАТЬ КАРАНДАШ консультация
Всё может начаться с того периода, когда ребёнок заинтересуется погремушкой, удерживая её в ручке. Потом наступает очередь кисточек, мягких карандашей, которыми кроха изображает каракули на альбомных листочках.

Кроме того, навык удерживания письменных принадлежностей формируется за счёт работы с пластилином или специальным тестом.

Правильные щипки и лепка совершаются правой рукой, при этому используются большой, указательный и средний пальчики.

С 4-летнего возраста необходимо наблюдать за тем, как ребёнок рисует. Одни малыши удерживают карандаш в кулачке. Другие же с чрезмерной силой сдавливают письменную принадлежность.

Нельзя пускать процесс формирования захвата на самотёк. Если ребёнок будет держать фломастеры так, как ему хочется, то в школе его придётся переучивать. Чем раньше будет сформирован правильный захват, тем легче первоклассник сможет адаптироваться к школе.

На 6 году жизни дети уже должны уметь пользоваться карандашом, даже если это просто рисование узоров в прописях или вычерчивание печатных букв. Причём родителям нужно постоянно следить за правильностью письма, чтобы предупредить переучивание.

Советы родителям

  1. Как только малыш возьмет в руки карандаш, нужно сразу формировать правильный захват этого инструмента.
  2. Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка, ругать за некрасивые буквы, за «плохой» рисунок.
  3. В детском саду и школе уделяется достаточно внимания правильной осанке и положению ручки в руке. Но не стоит полностью перекладывать на воспитателя или учителя заботы об обучении ребенка правильному захвату письменного инструмента. Возьмите этот процесс под свой контроль, тогда у ребенка не будет проблем с успеваемостью и здоровьем.
  4. Занятия рисованием под контролем преподавателя помогут поставить руку и развить у ребенка внимание и усидчивость.

Не важно, какой рукой пишет ребенок. Главное – научить его правильно держать ручку при письме и следовать рекомендациям преподавателя. Ведь от этого зависит и успеваемость, и здоровье, и хорошее настроение.

Выводы

Часто бывает так, что ребенок ни в какую не хочет правильно держать ручку, сжимает ее в кулачок или держит ее другими удобными для себя способами. Такая вредная привычка может заставить понервничать любую маму, ведь от этого малыш быстро устает писать (или рисовать, штриховать, закрашивать), портится не только почерк ребенка, но и его осанка. Именно поэтому очень важно научить ребенка правильно держать пишущие предметы. Используя маленькие хитрости, описанные в статье, вы можете сделать этот процесс более эффективным и безболезненным.

Источники

  • https://GotovlusKShkole.ru/zanyatiya/obshchiye_po_vozrastam/kak-nauchit-rebenka-derzhat-ruchku-ili-karandash
  • https://umnazia.ru/blog/all-articles/kak-nauchit-rebenka-pravilno-derzhat-ruchku
  • https://www.center-sozvezdie.ru/journal/kak-nauchit-rebenka-pravilno-derzhat-karandash-i-ruchku.html
  • https://adella.ru/family/child-develop/kak-pravilno-derzhat-ruchku-pri-pisme.html
  • https://Razvivashka.online/fizicheskoe/pravilno-derzhat-ruchku
  • https://ru.wikihow.com/%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D1%80%D1%83%D1%87%D0%BA%D1%83
  • https://kroha.info/razvitie/kak-nauchit-rebyonka-derzhat-ruchku
  • https://orechi.ru/korrektsiya/kak-nauchit-rebenka-pravilno-derzhat-ruchku-i-karandash
  • https://zen.yandex.ru/media/about_you_ru/kak-nauchit-malysha-pravilno-derjat-ruchku-5c9e2ef3082afd00b36c08aa
  • https://rdbkomi.ru/zabolevaniya/kak-pravilno-derzhat-ruchku-pri-pisme-6-sekretov-ot-detskogo-psihologa-kak-nauchit-rebyonka.html
  • https://vospitanie.guru/doshkolniki/kak-priuchit-rebenka-pravilno-polzovatsya-karandashom-ili-ruchkoj
  • https://pro-vospitan.ru/kak-nauchit-rebyonka-pravilno-derzhat-ruchku-pri-pisme/
  • https://mir-logiki.ru/kak-naucit-rebenka-derzat-karandas-pravilno/

[свернуть]

Вам также может понравиться...