подготовка к школе
Общее развитие ребенка

Кризис 7 лет у ребенка (возрастная психология): как вести себя родителям?

Особенности психологии детей в 7 лет

В семилетнем возрасте мальчики и девочки идут в школу. Им приходится общаться с новыми людьми, приспосабливаться к непривычным правилам поведения в учебном заведении, регулярно учить уроки. Вначале дети с трудом вживаются в роль школьника. Им ещё по-прежнему хочется поиграть со своими любимыми игрушками.

Проходит несколько недель и ребёнок полностью меняется. Его интересуют только совместные игры со сверстниками. Он чувствует себя членом общества и не понимает, почему став взрослым по-прежнему должен слушаться родителей.

В 7 лет дети активны, они любят передразнивать взрослых, паясничать, привлекая к себе внимание. Они могут сознательно испортить вещь, просто ради забавы. Семилетки, как правило, вспыльчивы, раздражительны, быстро утомляются. Они могут вести себя агрессивно или, наоборот, замкнуться в себе.

Психология мальчиков 7 лет отличается от психологического настроя девочек этого же возраста. В этот период дети уже начинают понимать разницу между полами. Они осознают не только свою гендерную принадлежность, но и внешность. Детям свойственно самолюбование, они живут в мире фантазий, поэтому себя часто ассоциируют с героем любимого фильма.

Единственные к кому семилетки могут поменять своё отношение — это их родители. Авторитет взрослых может пошатнуться. В этот период самым умным человеком, знающим ответы на все вопросы, считается учитель. К тому же он никогда не кричит по пустякам, не закатывает истерик, не бьётся и не просит отвязаться. Если ребёнок почувствует, что его мама или папа не идеальны, он может перестать их слушаться.

Психология девочки 7 лет характеризуется такими чертами: усидчивость, спокойствие, аккуратность, сосредоточенность. Маленькие школьницы прилежно учатся, хорошо ведут себя в школе. В возрасте 6-9 лет у всех детей дружба однополая. Девочки дружат друг с другом и обсуждают между собой важные тайны. Они интересуются мальчиками и сильно переживают, если не получают взаимности. Девочки увлекаются рукоделием, танцами, пением. Настроение у них стабильно, они покладисты и исполнительны.

Мальчики 7 лет более активны, они постоянно соперничают друг с другом, хвастаются своими знаниями об оружии, технике. Их эмоциональный фон нестабильный, свои чувства они ещё не умеют держать в себе, часто плачут. Между собой мальчики редко ссорятся. Семилетки любят играть друг с другом только в игры, которые им интересны, а правила изначально понятны. Их тяжело приучить к монотонной работе, аккуратности, им трудно привыкнуть сидеть на уроках неподвижно. В семилетнем возрасте мальчики ищут себе авторитет среди сверстников. Обычно им становится школьник с самым плохим поведением. Малышу хочется быть взрослым, а взросление в его понимании — это протест и отрицание установленных правил.

Если родители хотят убедиться, что их ребёнок находится в кризисном состоянии, им нужно внимательно присмотреться к его поведению.  Если малыш ведёт себя не так как раньше, значит он переживает тяжёлый период.

Какие особенности поведения детей указывают на кризис:

  • не слушается старших;
  • грубит родителям;
  • не играется со своими любимыми игрушками;
  • часто упрямится;
  • кривляется, передразнивает старших;
  • ведёт себя слишком эмоционально и активно (разбрасывает вещи, дерётся со сверстниками).

Главное для взрослых в этот период — запастись выдержкой и терпением. Важно научиться понимать своего ребёнка, предоставить ему больше свободы, решая семейные вопросы, учитывать его мнение и спрашивать согласие.

Характерные возрастные черты

фото 1274

На смену манипулятивным играм приходят ролевые. Родители становятся образцом для подражания, являются передатчиками общественных норм. Познание мира отношений между людьми дошкольником происходит через ролевые игры, общение.

Игровая обстановка является необходимой составляющей для правильного психоэмоционального развития маленького человека. В процессе игры малыш перестает бояться, избавляется от воздействия травмирующих моментов (к примеру, ночных кошмаров).

У дошкольника:

  • происходит активное развитие воображения;
  • осуществляется формирование наглядного мышления;
  • начинается формирование мышления с помощью понятий;
  • отстраивается собственное видение мира;
  • изменяется мотивационная система;
  • наблюдается большая свобода поведения.

Основа новой позиции— готовность ребенка к школе. Кроме того, следует понимать степень сформированности личности, ее характерные черты, перспективы. Психология ребенка 7 лет состоит из следующих факторов:

  1. Степень притязательности показывает, насколько ребенок уверен в своих силах. Формирование этого чувства происходит, благодаря «взлетам» и «падениям». Чем больше успешных результатов получил малыш, тем он увереннее в себе. Целью родителей является поощрение успехов ребенка, его направление в нужное русло.
  2. Перспективность подразумевает жизненную цель. Если малыш, смотря на взрослых, осознает, что учеба важна для достижения будущих успехов, он будет иметь положительный настрой к школе. Если ребенок не понимает смысла образовательного процесса, то будет всеми силами сопротивляться обучению.
  3. Концепция собственного «я» содержит 3 части: оценочную, эмоциональную и когнитивную. У ребенка в дошкольном возрасте почти отсутствует самооценка, ориентиром являются внешние критерии. Для его восприятия непонятны такие качества, как доброта и отзывчивость, но на уровне чувств он понимает их. Когнитивная часть подразумевает, насколько ребенок может описать себя. Эмоции характеризуют специфичность восприятия — малыш в таком возрасте все оценивает и запоминает на эмоциональном уровне. Поэтому с дошкольниками можно настроить общение через рисунки.
  4. Мотивационно-побудительная иерархия формируется к 5–6 годам. Малыш способен осмысленно совершать действия, он может делать выбор, проводить анализ смысла поступка.

Суть кризиса

Кризис 7 лет у ребёнка — это переход из дошкольного периода в младший школьный. Ему в своих работах уделял особое внимание Л. С. Выготский. Многие родители считают, что они осведомлены о том, что в этот момент происходит с их чадом: он адаптируется к учёбе — и в этом вся проблема. На самом деле трудности этим не ограничиваются.

В 7 лет ребёнку приходится не только привыкать к новому образу жизни. Он начинает осознавать своё социальное «я», пытается установить более тесные контакты с окружающими, теряет наивность и непосредственность. Впервые он ощущает себя не только как физически существующего человека, но и свою психическую сущность, свой внутренний мир, который отличает его от всех остальных.

От такого многообразия новых ощущений ребёнок пребывает в состоянии шока. Но при этом надо быстро и органично вливаться в школьную жизнь, реагировать на вызовы со стороны окружающих.

В 7 лет у ребёнка формируются психологические новообразования, которые определяют суть данного кризиса. Их чётко прописывает возрастная психология:

  • произвольность и опосредованность;
  • осознание и обобщение собственных переживаний;
  • подчинение взаимоотношений определённым правилам;
  • вхождение в более широкую социальную общность, осознание себя в новой социальной роли.

Именно эти новообразования становятся ядром кризиса 7 лет и причиной тех трудностей, с которыми приходится сталкиваться и ребёнку, и его окружению.

Кризис на пороге: как распознать вредителя?

Осторожность в высказываниях и внимательное наблюдение за поведением малыша помогут взрослым вовремя понять, что их кроха столкнулась с кризисом 7 лет.

Оценить эмоциональное состояние ребенка позволит следующая анкета. Анализируя высказывание, родителям стоит поставить 2 балла в случае регулярного повторения описанного явления, и 1 балл – периодического. Оценку 0 баллов заслуживает ситуация, с которой малыш не сталкивался вовсе.

  • За последние 12 месяцев ребенок изменился до неузнаваемости.
  • Малыш постоянно говорит грубости и пытается переговорить взрослых.
  • Ребенок не интересуется занятиями в детском центре.
  • Малыш часто играет в школу и интересуется нею.
  • Его увлекают только игры со сверстниками. Ранее любимые игрушки малыш не удостаивает вниманием.
  • Ему больше нравится общаться с детьми, которые старше его, чем с малышами.
  • Ребенок часто спорит и ругается с родителями.
  • Малыш стал упрямым и вредным. Не хочет уступать ни в чем.
  • Ребенок говорит не своим голосом и переигрывает.
  • Малыш пытается выполнить обязанности взрослых и всячески подражает им.

После тщательного анализа ситуации, родителям стоит подбить итоги.

  • 0–5 баллов – кризис 7 лет обошел малыша стороной, у ребенка нет признаков повышенной агрессивности и тревожности. Этот результат также может быть свидетельством того, что ваше чадо не поспевает за сверстниками в психоэмоциональном развитии.
  • 5–10 баллов – у малыша есть проблемы в поведении, но это вовсе не означает наличие у него кризиса 7-летнего возраста. Иногда такой результат вызван ошибками в воспитании или особенностями характера крохи.
  • До 20 баллов – малыш переживает кризис 7 лет: у ребенка есть отчаянная потребность в поддержке взрослых. Грубые слова и неадекватное поведение чада могут шокировать родителей, однако, это не повод для ужесточения системы требований. Взрослым наоборот стоит проявить сочувствие, приложить максимум усилий для восстановления взаимопонимания.

Своевременная самостоятельная диагностика состояния малыша позволит родителям выявить кризис 7 лет у ребенка и разработать собственную методику борьбы с ним. В запущенных случаях не стоит отказываться от услуг детского психолога. Опытный специалист поможет наладить контакт.

Причины

Если вникнуть в психические новообразования, формирование которых сопровождает кризис семи лет, станет ясно, что именно они являются основными причинами трудностей.

Произвольность и опосредованность

Ранее ведущей и почти единственной деятельностью была игровая. Она характеризовалась непосредственностью и непроизвольностью. Перед ребёнком не ставили конкретной задачи: нужно выучить все цвета. В процессе игры знания приходили сами за счёт любопытства, веселья, интереса.

Теперь ведущей деятельностью становится учебная. Несмотря на присутствие в ней игровых моментов, она существенно отличается от тех методик обучения, которые использовались в детском саду. Здесь перед ребёнком ставятся и проговариваются конкретные цели: выучить стихотворение, запомнить звуки и буквы, решить примеры.

Каждое действие становится опосредованным, т. е. ребёнок понимает, зачем он его совершает и к какому результату оно приведёт. Это накладывает на него ответственность. Он должен выполнять требования, задачи, цели, правила и ограничения. После детсадовской относительной свободы он начинает ощущать себя в тисках, что становится одной из причин кризиса. С другой стороны, он может их нарушить — у него появляется выбор, как осознанно повести себя в той или иной ситуации.

Осознание внутренних переживаний

В 7 лет происходит осознание своего внутреннего «я». Оказывается, что, кроме физической, существует ещё и психическая оболочка. Конечно, ребёнок не знает таких сложных для него терминов. Но он понимает, что, кроме телесных нужд, в нём есть ещё нечто, что отвечает за совершенно другие потребности.

Если раньше малыш просил дать ему шоколадку, он удовлетворял свой голод и любовь к сладкому. Ревновал родителей к новорождённому члену семьи — ему просто не хватало объятий и заботы.

Теперь ребёнок осознаёт, что он хочет получать «пятёрки» не затем, чтобы утолить голод или ощутить физическое удовольствие. Он делает это для того, чтобы не разочаровать родителей, оправдать надежды учителя, самоутвердиться среди одноклассников.

Пример из практики. У мальчика была врождённая хромота. Дворовые ребята обзывали его, не хотели брать с собой играть в футбол. Несмотря на это, до 7-летнего возраста он продолжал выходить на улицу каждый день и проситься к ним. Иногда, когда народа было мало, его неохотно брали, но при этом обвиняли в любом пропущенном мяче. Когда наступило время кризиса, ребёнок почувствовал обиду, боль, разочарование и массу других неприятных ощущений от того, что к нему так относятся. Он стал стесняться и перестал выходить во двор к ребятам. Типичная ситуация, когда ощущение себя физического трансформируется в ощущение себя психического.

Это создаёт определённые проблемы, потому что внутреннее «я» оказывается крайне противоречивым. С одной стороны, хочется идти гулять. С другой, страшно натыкаться на издевательства со стороны ребят. Возникает ситуация выбора, с которой ребёнок сталкивается ежедневно по несколько раз. И это тоже становится причиной кризиса.

Взаимоотношения по правилам

Это новообразование вовсе не значит, что до 7 лет ребёнок ведёт себя, как хочет. Но, согласитесь, кривляния до этого возраста воспринимаются по-детски милыми и обаятельными. Позволительны некоторые шалости, можно простить нарушения каких-то правил. Тем более, что он сам не всегда осознаёт, что сделал что-то плохое.

В 7 лет он знакомится с новыми правилами общения. Учитель — непререкаемый авторитет, ослушаться которого страшнее, чем родителей. Последние могут пожалеть, но у «Марьиванны» — целый класс таких кризисных детей, и никого она прощать не будет. С одноклассниками начинается конкуренция — за парту, за самую красивую девочку, за лидерство. Родители начинают относиться строже и спрашивать выполнение домашних заданий, дневник, результаты учёбы.

Ребёнку трудно усвоить сразу столько правил и устанавливать такое большое количество межличностных контактов. При этом он понимает, что прежние наивные глазки и милое личико уже не позволят ему быть прощённым за очередной промах. Это становится ещё одной причиной кризиса.

Новые социальные роли

Первая новая социальная роль — школьник. А вместе с ней — отсиживание уроков, соблюдение непривычного режима дня, выполнение домашних заданий, учёба, получение хороших отметок, усвоение новых знаний, умений и навыков.

Вторая новая социальная роль — одноклассник. А с ней — конкуренция, дружба, симпатии, совместные игры, мелкие группировки внутри класса, выполнение определённых обязанностей (старосты, физорга).

Ребёнок начинает понимать, что к нему меняется отношение окружающих. Для родителей, родственников, соседей он теперь — именно школьник. Из-за того, что требования возрастают, он начинает считать себя взрослым. Но на самом деле он таковым не является. Это нередко становится причиной конфликтов и, соответственно, кризиса.

Поэтому дети в 7 лет часто предъявляют родителям свои требования, совершенно справедливые, по их мнению: «Я теперь буду ложиться спать позже!», «Я не буду теперь есть манную кашу по утрам!». И обязательно добавляют: «…потому что я теперь взрослый(-ая)!» или «…я уже не маленький(-ая)». Когда претензии не выполняются, они это глубоко переживают.

Каждое из этих новообразований так или иначе связано с адаптацией к школе. Поэтому многие ошибочно считают именно её причиной кризиса 7 лет. На самом деле, даже если ребёнок в силу каких-то обстоятельств идёт в 1 класс позже, проблемный период всё равно наступает своевременно.

Конфликт между потребностями и окружающей средой

Ребенок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи внушают, что поход в первый класс означает взросление.

Начав посещать школу, ребенок искренне надеется, что он стал самостоятельным и приобрел новую социальную позицию. По его мнению, устоявшиеся бытовые правила, которые действовали в «прошлой детской жизни», должны претерпеть изменения. В результате он начинает им сопротивляться – хочет сам решать, когда и куда ему идти, что надевать и так далее. Ребенок убежден, что имеет полное право вести себя как взрослый.

Утрата детской непосредственности

Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.

Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций, изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.

Результат кризиса

Наряду с трудностями отпрыск переживает стремительное развитие. Сначала, в первый период кризиса, возникает дисгармония – ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем, на втором этапе, все стабилизируется. Как следствие, происходит психическое новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для кризиса 7 лет – потребность и возможность функционировать в социуме. Отпрыск стремится к социальной позиции, в частности к позиции ученика школы.

Что нужно знать о периоде кризиса

Причины возникновения

В психологии возраст 6-7 лет принято называть критическим или переходным. Ребёнок расстается с дошкольным детством, идёт в школу и вступает в новую, взрослую жизнь. Теперь ему предстоит сидеть на уроках, готовить домашние задания, слушать учителя и участвовать в школьной жизни. Испытание для неокрепшей детской психики серьёзное. Вспомните свои ощущения, когда вам приходилось менять работу или поступать в университет. Взрослому человеку непросто и волнительно всё это пережить, а здесь идёт речь о маленьком ребёнке, который только ещё вчера играл с машинками в детском саду и спал в тихий час.

Ваш ребёнок только поступил в первый класс? Специально для этого случая мы собрали лучшие советы и рекомендации психолога о том, как помочь ребёнку адаптироваться в школе.

Но ошибочно полагать, что только поступление в школу создаёт кризисную ситуацию. Дело в том, что в этом возрасте ребёнок приобретает новые качества (в психологии их называют новообразованиями), которые помогут ему в дальнейшем успешно адаптироваться к школьной жизни.

Произвольность поведения

Ребёнок утрачивает детскую непосредственность, становится серьёзным и сосредоточенным. Он учится управлять своим поведением: старается делать то, что надо, а не то, что хотелось бы, соблюдать определённые правила.

Осознание собственных переживаний

Ребёнок знакомится с собственным внутренним миром, начинает осознавать себя как личность и свои отличия от других людей.

Внутренняя позиция школьника

К 7 годам ребёнок постепенно переходит от игровой к учебной деятельности. Он пробует себя в новых ситуациях, осваивает новые формы поведения. Вчерашнему дошкольнику становится интересно общаться со взрослыми, обсуждать с ними «взрослые» темы. Некоторые начинают избегать общества младших детей.

Таким образом, причиной кризиса 7 лет является становление социального «Я» ребёнка, зарождение новых социальных отношений с окружающими людьми, где он выступает уже не как дошкольник, а как взрослый человек.

Как проявляется кризис

причины кризиса 7 лет

Какие метаморфозы происходят с ребенком во время кризиса? Основные признаки:

  • ребенок перестает быть послушным, отказывается выполнять мелкие поручения в последний момент;
  • притворяется, что не слышит, когда к нему обращаются;
  • стыдится прежних увлечений, выбрасывает, ломает игрушки («Я уже не маленький»);
  • беспокоится о внешности, хочет выглядеть взрослее;
  • держит переживания в себе, неохотно советуется с членами семьи;
  • тянется к командным играм, группам по интересам;
  • понимает уловки родителей, не терпит несправедливость («Почему вам можно сидеть за компьютером допоздна, а мне нельзя?»);
  • разбирается в эмоциях, может внятно ответить, какое у него настроение и почему;
  • заявляет о праве на независимость (нельзя просто заявить «Ты должна есть суп, мы так сказали!» — это вызовет бурю негодования).

Появляется вызывающее поведение, хитрость, тайные увлечения. Ребенок меньше фантазирует, больше стремится к познанию реальной сути вещей. Пропадает тяга к куклам, машинкам.

Кризис глазами ребенка

Малыш неплохо различает оттенки эмоций, но абсолютно не умеет ими управлять. Выясняется, что мир всегда был опасным, противоречивым, но папа с мамой решали трудные вопросы. Теперь приходится рассчитывать на себя.

В течение кризиса 7 лет дети проделывают огромную работу: рассматривают устройство общества изнутри, обращают внимание на свои слабые стороны, регулярно получают свежую информацию от сверстников. Это тяжелая нагрузка на психику, которая усугубляется постоянной учебой.

Отсутствие свободного времени, интеллектуальный труд, волнение — ребенок осознает, что беззаботная пора закончилась, надо взрослеть. Он сравнивает свои достижения с успехами одноклассников, понимая, что быть лидером во всех сферах невозможно.

Школьный коллектив бывает недружелюбным. Первое столкновение с критикой, атмосферой конкуренции, насмешкой, обесцениванием неминуемо влияет на поведение школьника. Задача родителей — поддерживать ребенка на всех этапах взросления.

Самостоятельная диагностика

анкета для самостоятельной диагностики кризиса 7 лет

Определить кризис семи лет вполне под силу самим родителям, если они достаточно внимательны к своему чаду и замечают изменения, которые с ним происходят. Например, можно воспользоваться анкетой всего из 10 вопросов. Для ответа на каждый из них нужно использовать следующую шкалу:

1 – утверждение полностью подходит к актуальному состоянию ребенка, явление постоянно повторяется;
2 – явление носит периодический характер;
3 – утверждение полностью не подходит для описания поведения и состояния ребенка.

Анкета:

  1. Поведение малыша кардинально изменилось в последние полгода.
  2. Он начал грубить старшим и постоянно им перечить.
  3. Практически перестал интересоваться развивающими и обучающими занятиями в садике и системе дополнительного образования.
  4. Практически перестал сам играть игрушками, зато стал более активно взаимодействовать со сверстниками.
  5. Старшие дети интересуют его больше, чем сверстники и те, кто младше.
  6. Любит играть «в школу».
  7. Часто конфликтует с членами семьи.
  8. Упрямство, которое проявляется в попытках отстоять свое мнение во что бы то ни стало.
  9. Кривляется, паясничает, вычурно смеется и разговаривает.
  10. Пытается подражать взрослым в высказываниях и поведении.

Если удалось набрать от 10 до 20 баллов, то кризис семи лет на лицо, родителям непременно нужно немного подстраивать свое отношение к ребенку под его новое состояние и изменять тактику поведения при взаимодействии с ним. Если набрано от 5 до 10 баллов, значит, кризис или только начинается, или уже подходит к своему завершению. При 0-5 баллах кризисное состояние отсутствует, оно или возникнет позднее, или уже прошло.

Симптомы и причины кризиса 7 лет

Обычно кризис 7 лет начинается в старшем дошкольном возрасте. О его приближении может сигнализировать быстрая утомляемость ребенка, повышенная раздражительность. Он требует к себе внимания, с трудом управляет своими чувствами. На протяжении 5-8 месяцев могут наблюдаться и другие проявления кризиса 7 лет.

Симптом «горькой конфеты»

Ребенку может быть плохо, но он пытается этот факт скрыть и делает вид, что все нормально. В результате малыш замыкается в себе, уходит в переживания, но не демонстрирует свое настоящее эмоциональное состояние. Как результат – конфликты с родителями, трудновоспитуемость и неуправляемость.

Манерничанье и кривляние

Поведение ребенка становится вычурным, утрированным, появляется демонстративная наивность. Он начинает что-то скрывать, придумывает для себя несуществующие события или роли.

Демонстративная взрослость

Ребенок проявляет острое внимание к своему внешнему виду, прическе, одежде. Главное требование – не выглядеть как маленький. Таким поведением он демонстрирует желание и стремление быть похожим на взрослого.

Потеря детской непосредственности и импульсивности

Появляется ситуация переживания, которая возникает между желанием и действием. Иногда можно заметить паузу между обращением взрослого к ребенку и его ответом. В этот момент малыш как бы обдумывает, что нужно сделать и какое значение будет иметь для него это действие.

Непослушание

Ребенок отказывается исполнять привычные обязанности или обыденные дела. Просьбы оспаривает или отсрочивает их выполнение. Появляется хитрость.

А также могут наблюдаться и другие изменения в поведении, характерные для остальных возрастных детских кризисов: капризы, упрямство, острая реакция на критику. Иногда проявляется излишняя агрессивность. А у других детей, наоборот, – застенчивость.

Причинами таких негативных явлений можно считать то, что ребенок, повзрослев, утрачивает прежние формы поведения, но пока не приобрел другие. То есть он находится в зоне неопределенности, поиска.

Кризис 7 лет имеет не только негативную симптоматику.

  • Дети проявляют повышенный интерес к общению со взрослыми, с удовольствием поддерживает беседу, делятся историями из их жизни, в разговоре демонстрируют свою рассудительность.
  • Появляются занятия-хобби – ребенок берет на себя выполнение определенных обязанностей по собственному желанию.

Положительные моменты любого кризисного периода кроются в дальнейшем развитии. Даже негативные проявления способствуют самосовершенствованию, приобретению новых знаний, умений и навыков.

Продолжительность

Кризис не начинается ровно тогда, когда малышу исполняется семь лет. Нельзя приписывать его начало и первому дню учебы в школе. На самом деле все гораздо сложнее.

Подготовка к школе начинается заранее, и уже к концу детского сада занятия становятся сложнее, а воспитатели – требовательнее. Ребенок ощущает изменения и нарастающее давление, поэтому первые психические предпосылки могут возникать в возрасте пяти-шести лет. Однако есть и другая категория деток, которые начинают осознавать тяжесть новой ноши уже после того, как начинается учеба в школе.

Каждый приходит к кризисному состоянию тогда, когда психика дает адекватный ответ на навалившиеся сложности. Симптомы формируются медленно, и справляется ребенок с новой ответственностью также постепенно. Психологи утверждают, что этот возрастной кризис длится около 6-9 месяцев. Но продолжительность переходного этапа во взрослении зависит от индивидуальных особенностей малыша.

К чему надо быть готовым родителям

Любой кризисный период является противоречивым процессом, и кризис семи лет – не исключение. В норме появление кризиса совпадает с началом обучения в школе, благодаря чему негативные проявления его сглажены и на первый план выносятся позитивные. Но это лишь в норме; значительное количество детей испытывает определённые трудности в адаптации к школьному образу жизни, которая из-за этого осуществляется с опозданием.

Несмотря на то, что главной деятельностью для ребёнка становится учёба, важное значение для него продолжает сохранять игра, и между этими видами деятельности порой случаются «столкновения». Конечно, современная система обучения может объединять оба вида деятельности, делая это с пользой для ученика; однако определённые противоречия всё же имеют место: например, теперь ребёнок должен по-новому распределять своё время, меньше времени он будет отводить играм и больше – обучению. Также ребёнок ещё сильно привязан к родителям, особенно к матери, несмотря на то, что пришла пора устанавливать новые социальные отношения.

Тяжёлое переживание данного кризиса может повлечь за собой не только психологические, но даже психические проблемы, вследствие чего ребёнку может потребоваться помощь психиатра. К примеру, могут наблюдаться поведенческие и эмоциональные отклонения.

Нежелательные действия со стороны родителей

критика ребенка

Если во время кризиса родители будут вести себя неправильно, то их действия могут помешать нормальному развитию первоклассника. Вместо внутренней позиции школьника и развития психических процессов у ребенка сформируется низкая мотивация и самооценка. Что делать в период кризиса 7 лет родителям не стоит?

  • Кричать на ребенка. Это демонстрирует унижение и неуважение к человеку, хоть он пока и не взрослый. Кроме того указывает на бессилие родителей, раз договориться спокойно они не в состоянии.
  • Критиковать педагогов в присутствии ребенка, даже если кажется, что он занят своими делами и не слушает. Мнение родителей обязательно отложится на сознании ребенка. В этом случае спрашивать его о том, почему он не слушается учительницу, нет смысла, это и так понятно: мама же говорит, что «она – глупая», так зачем ее слушать?
  • Нарушать правила, установленные для ребенка. Если ему запрещается есть перед телевизором, то и мама с папой делать этого не должны.
  • Физически наказывать. Это унижает и также демонстрирует беспомощность родителей в воспитании.
  • Сравнивать с другими детьми. Это обидно, понижает самооценку и приводит к новому витку конфликта с родителями в период кризиса.
  • Игнорировать школьные проблемы. Если первоклассник обратился к родителям за помощью, то они должны сделать все, чтобы помочь ребенку в них разобраться.

Избегая подобных действий, родители смогут вырастить сознательного и уверенного в себе человека. Эти правила работают не только в кризис, но и в другие периоды жизни.

Правила выхода из кризиса

Поддержка и корректное поведение родителей помогут ребенку максимально безболезненно миновать сложный период. Взрослым членам семьи стоит руководствоваться следующими правилами:

  • Объяснять – перед формулированием запретов, родителям стоит рассказать ребенку их причину. Чтобы малыш чувствовал себя наравне со взрослыми, в общении не должно быть приказного тона и угроз.
  • Слушать – ребенок делится с родителями своими выдумками, планами и мечтами только в том случае, если видит в их глазах неподдельный интерес. В семье не должно быть места насмешкам и недосказанности.
  • Советоваться – спрашивайте мнение ребенка при совершении покупок или приготовлении ужина. Дайте своему чаду возможность почувствовать себя важным и нужным в семье.
  • Исключить насилие. Унижение – это первый шаг к формированию заниженной самооценки и психологии жертвы. Не позволяйте себе быть жестоким по отношению к малышу. Исключите насилие в любых его проявлениях.
  • Не считать ребенка собственностью. Если малыша постоянно ограничивают, у него не появится возможность сформировать свой круг интересов. Родителям стоит свыкнуться с мыслью, что ребенок, воспитанием которого они занимались так внимательно, теперь может иметь свое мнение на каждую ситуацию.

Как справляться: советы родителям от психологов

Родителям важно понимать, что критический период – это нормально, и он не продлится долго. Однако пускать ситуацию на самотек нельзя. Школьник может самостоятельно не адаптироваться в новой ситуации, а негативным опыт травмирует психику, станет причиной неврозов, сделает его неуверенным и лишит друзей.

Чтобы помочь ребенку преодолеть детский кризис 7 лет, родителям следует придерживаться базовых рекомендаций от психолога:

  • разговаривать дружелюбно, без давления, упреков;
  • критиковать не личность, а действия;
  • аргументировать отказы и замечания;
  • учить обсуждать проблемы, разбирать причины и следствия ситуации;
  • разбирать эмоциональные составляющие ситуаций;
  • оговаривать прошедший день, интересоваться действиями учителя, одноклассников, а также узнавать мнение ребенка о произошедшем;
  • составить четкое расписание, в котором будет время на выполнение домашних заданий, помощь родителям по дому, хобби, а также обязательно на отдых и любимые детские игры;
  • поддерживать связь с учителем, реагировать на любые сложности и проблемы в школьной жизни.

Рекомендации по преодолению кризиса также включают ряд действий, от которых родителям лучше отказаться. Не следует:

  • повышать голос;
  • наказывать физически;
  • сравнивать с другими;
  • критиковать в присутствии других;
  • относится к ребенку как к собственности;
  • критиковать действия учителя;
  • нарушать правила, которые необходимо четко соблюдать;
  • переживать из-за незначительных замечаний учителя или плохих отметок;
  • игнорировать взросление и продолжать относиться к ребенку как к крохе.

Если состояние дочки или сына вызывает чрезмерное беспокойство, а поведение становится неконтролируемым, родители могут самостоятельно не справиться с кризисом. В таком случае можно обратиться к психологу. Специалист подскажет родителям, что делать, поможет ребенку адаптироваться и облегчит переход в школьную жизнь.

Последствия

Если родители помогут преодолеть кризисный период, ребенок успешно преодолеет важный переломный момент, сформирует новые правильные психические реакции, обретет социальные навыки и роли. Это поможет ему:

  • сформировать ответственное отношение к учебе, правильное понимание и восприятие учебного процесса;
  • обрести новые эмоциональные навыки;
  • осознать свое место в социуме, занять желаемую роль среди одноклассников;
  • найти новые увлечения и интересы.

Если же родители будут подавлять проявления социального развития и усложнят ситуацию неправильным поведением, конфликтами или проблемами внутри семьи, это может нанести детской психике серьезный ущерб. Ребенок может:

  • потерять интерес к учебе;
  • слишком остро воспринимать любую критику;
  • занизить самооценку;
  • развить в себе комплексы;
  • проявлять агрессию, жестокость;
  • замкнуться в себе, не пройти адаптацию в школьном коллективе;
  • потерять доверие к родителям, утратить с ними близкую связь.

Важно помнить, что кризисное состояние – это закономерность, которая открывает новые перспективы роста и развития. Главная задача взрослых – помочь ребенку справиться со сложной ситуацией, проявить чуткость, терпение и внимание. Только так новоиспеченный школьник сможет преодолеть все сложности и совершить важный скачок психического роста.

Осложнения

У первоклассников приобретают значимость проблемы адаптации, психологической готовности к школе. В норме кризис и начало обучения совпадают, ребенок легко приспосабливается к незнакомым условиям, быстро осваивает социальную позицию школьника. Дети с затянувшимся, запаздывающим кризисом испытывают трудности перехода от дошкольного детства в младший школьный возраст – ведущей деятельностью остается игра, принимаются внешние признаки роли ученика, но сохраняется сильная эмоциональная привязанность к матери. Вынужденное посещение школы провоцирует реакции активного/пассивного протеста (нарушения поведения), развитие невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Рекомендации при кризисе семи лет

В период кризиса происходят изменения поведения, образа жизни, самоощущения ребенка. Взрослым следует выработать новые способы семейного взаимодействия, пересмотреть свое отношение к будущему ученику, заранее начать подготовку к учебному году. Данные меры позволят ускорить переходный этап, скорректировать негативные кризисные проявления. На консультациях психологи рекомендуют родителям:

  • Соблюдение режима. Необходимо за 4-6 месяцев до начала учебы выработать привычку рано ложиться спать и просыпаться. Важно чередовать прогулки, игры, учебные занятия.
  • Знакомство со школой. Рекомендуется посетить здание учебного заведения до первых занятий. Ребенок станет более уверенным, спокойным.
  • Обозначение прав, обязанностей. Непослушному ребенку нужно пояснить – у всех есть обязанности. Будущий школьник должен понять, что требования родителей основаны на доверии, расширяют его права, увеличивают ответственность.
  • Предоставление свободы. Должны существовать способы реализации самостоятельности. Пример: уборка в комнате обязательна, но ребенку разрешено выбрать время, способ.
  • Разрешение на ошибку. Не стоит предотвращать прогнозируемые негативные последствия действий ребенка (при условии безопасности для жизни, здоровья). Анализ результата научит предвидеть проблемы, нести ответственность за собственные поступки (вечером выбрал игры вместо домашнего задания – утром получил двойку).

Чего категорически делать нельзя

Данный кризисный период довольно сложен, и грубые ошибки взрослых могут обернуться большими проблемами для психики ребёнка. Новые обязанности и социальные отношения нельзя навязывать, приучать к ним ребёнка насильно: ведь это приведёт его не к большей самостоятельности и ответственности, а лишь к большему «послушанию».

Ребёнок рискует так и остаться недоразвитым; отсюда проистекают и проблемы в обучении, и неподготовленность к более взрослой жизни. Нельзя назначать ребёнку его социальную роль «сверху» — своё место в социальной системе он должен занять сам, опираясь на свои наблюдения, склонности и имеющийся жизненный опыт.

Профилактика

Успешное завершение кризиса семи лет формирует у ребенка позицию ученика, ответственность, умение принимать правила и следовать им, способствует школьной адаптации. Профилактика осложнений и затяжного течения кризиса основана на изменении отношения родителей к детям. Необходимо, демонстрировать уважение, равноправие, предоставлять ребенку больше свободы. В воспитании рекомендуется проявить гибкость, придерживаться системы принятых правил, но оставлять пространство для самостоятельности, выбора, изменения роли. Не следует идти на открытый конфликт с ребенком, это обостряет негативные симптомы.

Заключение

Кратко, кризис семи лет в возрастной психологии – это важный период для формирования у ребенка качеств, необходимых для успешного обучения в школе и дальнейшей жизни. Его личность качественно преобразуется, изменяется самосознание, восприятие мира, общение со взрослыми и сверстниками, модернизируются психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.

В зависимости от поведения родителей в период кризиса, ребенок будет расти или уверенным и способным, или тревожным и немотивированным.

Источники

  • https://ProPanika.ru/psihologiya/osobennosti-psihologii-rebenka-v-7-let-kak-vospityvat-malchikov-i-devochek-sovety-psihologov/
  • https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/krizis-7-let.html
  • https://ponervam.ru/krizis-7-let-u-rebenka.html
  • https://iqclub.ru/blog/2018/03/krizis-u-rebenka-7-let/
  • https://VseProRebenka.ru/vospitanie/psihologija/krizis-7-let-u-rebenka.html
  • https://findmykids.org/blog/ru/krizis-7-let-u-rebenka
  • https://umnazia.ru/blog/all-articles/osobennosti-krizisa-7-let-u-detej
  • https://lifemotivation.online/psychology/child-psy/krizis-7-let-u-rebenka
  • https://kukuriku.ru/razvitie/krizisy/7-let/
  • https://detskiy-medcentr-spb.ru/poleznye-materiali/vozrastnye-krizisi-detej/1938-krizis-7-let-u-rebenka-simptomy-kharakteristika-rekomendatsii-roditelyam-malchikov-i-devochek
  • https://PsyLogik.ru/57-krizis-semi-let.html
  • https://www.KrasotaiMedicina.ru/diseases/children/7-year-crisis

[свернуть]

Вам также может понравиться...