развитие ребенка по месяцам
Общее развитие ребенка

Развитие ребенка по месяцам до года: календарь развития грудничка и таблица

Содержимое

Тестирование малышей от рождения до одного года

Тестирование малышей от рождения до одного года

С помощью простых тестов родители могут установить, насколько текущий уровень развития их ребенка соответствует параметрам, типичным для детей его возраста. Систематическое тестирование поможет своевременно выявить области, в которых имеются задержки развития, будь то речевая коммуникация, внимание, уровень возбуждения, психомоторные навыки или эмоциональная сфера.

На первом месяце жизни рекомендуется оценивать психическое развитие ребенка следующим образом:

  • Прикоснитесь пальцем к щечке младенца. Он должен повернуть голову, приоткрыть рот или произвести сосательные движения. Иногда, чтобы добиться реакции, приходится повторять прикосновения несколько раз.
  • В момент, когда малыш беспокоится, встряхните погремушку. Кроха должна затихнуть и прислушаться.
  • Проверьте, захватывает ли ребенок палец, который прикасается к его ладошке. Он должен схватить его сразу же и не отпускать.
  • Высоко поднимите плачущего ребенка и наклоните так, чтобы угол к горизонтали составлял примерно сорок пять градусов. Он должен затихнуть в момент подъема или сразу после смены положения.
  • Поместите младенца в затемненную область, включите фонарик, расположив его в метре от ребенка. Взгляд малыша должен фокусироваться на свете в течение 2-3 секунд.
  • К началу пятой недели жизни, а иногда и раньше, малыш уже способен улыбаться. Лежа на животе, он пытается поднимать голову.

Тестирование на втором месяце жизни:

  • Встряхните погремушку, оставаясь для ребенка вне пределов видимости. Он должен повернуться в сторону звука.
  • Непохожие звуки — свист, скрежет, стук — должны вызывать разную реакцию ребенка: неудовольствие, сосредоточение, возбуждение.
  • Подвесьте красный предмет на веревочку и перемещайте его вверх-вниз и по кругу. Глаза малыша должны двигаться вслед за ним.
  • Кроха осознанно улыбается взрослому, когда тот тормошит его, улыбается или разговаривает. Беспокоящийся ребенок замолкает, если слышит, что мама заговорила с ним. При лежании на животе он уже хорошо держит голову.

Третий месяц:

  • Удерживайте игрушку низко над ребенком. Случайно задев ее, он должен ненадолго замереть.
  • Кроха замечает и рассматривает яркие предметы, фокусирует на них взгляд дольше, чем на невзрачных объектах. Если пронести мимо малыша игрушку, он несколько секунд продолжает смотреть в ту сторону, куда она исчезла.
  • Лежащий на животе младенец опирается о поверхность ножками и предплечьями, приподнимает туловище.

Четвертый месяц:

  • Потрясите погремушкой снизу от кроватки и покажите малышу другую игрушку так, чтобы ему пришлось поворачивать к ней головку. Ребенок должен вертеть головой то к направлению звука, то к игрушке и в конце концов повернуться к игрушке.
  • Поговорите с ребенком немного. При резком прекращении разговора он будет смотреть в вашу сторону, тянуться, плакать и т. п.
  • Если ребенка пытаются взять на руки, он оживляется и напрягается.

На пятом месяце жизни:

  • Младенец долго рассматривает предметы, особенно яркие. Уверенно хватает погремушку.
  • Ребенок отличает близких людей от чужих, ласковый тон голоса от строгого. Активно гулит. Старается сесть, а при лежании на животе выпрямляет руки и опирается на ладошки.
  • Накройте голову лежащего на спине малыша пеленкой — он сможет самостоятельно стянуть ее с лица.

Шестой месяц:

  • Ребенок поднимает выроненные игрушки и не отдает свои игрушки взрослому, если тот пытается их отнять.
  • Кроха умеет переворачиваться на спину, пытается подползать к интересным предметам, умеет есть с ложки.
  • Оживляется при звуках своего имени. Появляется первый лепет.

На седьмом месяце жизни:

  • Если родитель находится рядом, но делает вид, что не замечает малыша, тот пытается привлечь к себе внимание: тянется, лепечет.
  • Карапуз уже активно ползает, встает на колени. Может сбросить с головы пеленку, лежа на животе.
  • Поинтересуйтесь у малыша, где находится определенный предмет (вещь должна быть хорошо знакома ребенку и занимать конкретное место в квартире). Ребенок будет искать предмет взглядом и в конце концов найдет его в положенном месте.

Восьмимесячный младенец:

  • Долго играет, выполняя с игрушками разнообразные манипуляции: хватает, бросает, катает, открывает и т. д. Пытается отнимать игрушки у взрослых.
  • По просьбе машет рукой, хлопает в ладоши. Делает попытки ходить.
  • Отчетливо произносит слоги.

На 9-10 месяце жизни:

  • Ребенок активно подражает жестам и действиям других людей, умеет выполнять просьбы: дай, сядь, лежи и т. п. Отыскивает предметы.
  • Откликается на свое имя и знает имена близких людей. Называет хорошо знакомые объекты (предметы, люди, животные) строго определенными, чаще односложными, словами.
  • Поднимается и стоит, не держась за опору. Может самостоятельно, с поддержкой за перила, подняться или спуститься по невысокой лестнице.

На 11-12 месяце жизни:

  • Ребенок начинает демонстрировать способность к обобщению: отличает куклы от машинок, машинки от животных и т. д.
  • Малыши к концу первого года жизни умеют нанизывать кольца от пирамидки и ставить кубики друг на друга, пытаются играть в сюжетно-ролевые игры: кормят плюшевых зверят, укладывают спать кукол и т. п.
  • Годовалые дети различают квадратные и круглые игрушки, правильно указывают на части тела, реагируют на запреты и просьбы, могут использовать бытовые предметы (чашка, расческа, ложка) по их прямому назначению.

Психическое развитие ребенка до года

Психическое развитие ребенка до года

Нервно-психическое развитие детей от рождения до года протекает одновременно в нескольких сферах: сенсорное восприятие, грубая и тонкая моторика, эмоции, речевая коммуникация. Чтобы малыш учился контролировать свое тело и свободно овладевал моторными навыками, не следует его туго пеленать или иным образом ограничивать движения. Дефицит двигательной активности может вызвать задержку психомоторного развития. С трехмесячного возраста можно начинать тренировать мелкую моторику рук. Сначала это может быть массаж кистей, затем простые игры с разгибанием и сгибанием пальчиков. Во втором полугодии малышу будут очень интересны всевозможные манипуляции с предметами. Нужно поощрять его интерес, предлагать ему пирамидки, кубики, мячики, коробочки с крышками и т. д.

Еще быстрее, чем телесные движения, у новорожденных развиваются зрение и слух. Родителям необходимо учитывать, что малыши до года остро нуждаются в чувственных впечатлениях. Младенцам нравится изучать незнакомые вещи, щупать их, пробовать на вкус. С первых месяцев новорожденный активно реагирует на звуки, движущиеся объекты, яркие предметы. Мамам и папам нужно как можно чаще предлагать малышу новые игрушки, играть с ним, знакомить с разнообразными предметами, включать музыку. Чем более разнообразна среда, в которой пребывает ребенок, тем интенсивнее протекает его психическое развитие.

Начиная с трехмесячного возраста карапуз все больше нуждается в общении со взрослыми. Но эмоциональный контакт родителей с малышом устанавливается еще раньше. Для новорожденного младенца очень важны нежные прикосновения и ласковый тон голоса. Со второго месяца ребенок уже способен отреагировать улыбкой и общим оживлением на приятные действия со стороны близкого человека. Ребенок учится выражать эмоции, копируя мимику, жесты и интонации мамы и папы. Чем насыщеннее и доброжелательнее общение малыша с родителями, тем быстрее сформируются нужные умения и навыки в эмоциональной и речевой сферах ребенка.

Показатели развития ребенка

В первую очередь оценивают физическое развитие малыша, показателями которого являются:

  1. Вес ребенка. Этот показатель очень важен для младенца. В первые дни после родов кроха немного теряет в весе в норме, но потом должен лишь прибавлять. Обычно вес ребенка становится вдвое больше массы при рождении к 6-месячному возрасту и втрое больше – к 12 месяцам.
  2. Рост малыша, показатели окружности головы и грудной клетки. За первый год ребенок вырастает в длину примерно на 25-27 сантиметров, при этом в первые месяцы кроха растет особенно активно, прибавляя по 3 см роста, а во втором полугодии – только по 1-2 см ежемесячно.
  3. Статические и двигательные функции. Оценивают способность ребенка держать голову, хватать и держать предметы, переворачиваться, сидеть, ползать, становиться на ножки, ходить и другие.
  4. Наличие зубов. Первые зубки (резцы внизу) обычно появляются к 6-месячному возрасту. Нормальное количество зубов для крохи рассчитывают, отнимая от возраста в месяцах цифру 4. К годику у большинства малышей прорезается 8 зубов.

Эмоционально-психическое развитие крохи оценивают по таким показателям:

  1. Эмоции малыша. Месячный ребенок начинает улыбаться, а в 3-месячном возрасте оживляется при обращении взрослого. Подросший карапуз проявляет все больше эмоций, как отрицательных, так и положительных.
  2. Речевое развитие. Первыми звуками, которые издает кроха, являются кряхтение и сопение, но уже к концу первого месяца малыш начинает гулить. По мере роста кроха сначала начинает лепетать, а затем произносит свои первые слова. К году в речи младенца насчитывают в среднем около десяти слов.
  3. Манипуляции с игрушками и игры. Сначала малыш хватает игрушки рефлекторно, но позже начинает захватывать их целенаправленно. Подрастая, карапуз изучает их свойства и учится разным способам игр.
  4. Понимание слов и интонации речи взрослых – начинается с 6-месячного возраста. Ребенок начинает реагировать на слова взрослого, если они сопровождаются жестами, узнает свое имя, находит взглядом знакомые предметы в ответ на вопрос взрослого.

Малыш улыбается, 2 зуба

Органы чувств новорожденного

Новорожденный ребенок хорошо различает вкус – от сладкого малыш успокаивается, делает глотательные движения. Горький, соленый и кислый вкус может вызвать у малыша беспокойство, плач.

Обоняние новорожденного развито слабо, однако младенцы нередко реагируют на запахи, источник которых находится в непосредственной близости (например, малютке может не понравиться запах крема для груди).

Прикосновение к своему телу ребенок чувствует достаточно хорошо, реагирует даже на легкое раздражение кожи, холодные руки.

Зрение ребенка на первом месяце жизни развито слабо – новорожденный воспринимает только свет. Взгляд не фиксируется. Движения глаз нескоординированы, то есть у ребенка наблюдается физиологическое косоглазие.

Развитие ребенка на первом месяце жизни характеризуется также низким уровнем слуха. Но на сильные звуки ребенок реагирует – вздрагивает, мышцы лица сокращаются, меняется частота и глубина дыхания.

Чувства и эмоции

ребенку 1 месяц

Зрение

Особенность грудничков – нечёткое зрение. Отчетливо предметы и людей кроха пока видит на расстоянии 20-30 см. Т.е. лучше всего ребёнок видит ваше лицо в моменты кормления. Груднички предпочитают высококонтрастные предметы, которые легче увидеть. Однако это не означает, что нужно оформлять детскую исключительно в чёрно-белых тонах.

От яркого света ребёнок в 1 месяц уже начинает щурить глазки и пытается найти глазами его источник. Также у крохи появляется интерес к лицам родным. Сейчас они интереснее для него, чем игрушки. Поэтому старайтесь дарить крохе своё общение в моменты его бодрствования.

Если вы заметили, что глаза вашего ребёнка немного косят в попытке сфокусироваться – не стоит волноваться, ведь его зрение ещё не полностью развито. Однако если такой взгляд остаётся 3-4 месяца, лучше проконсультироваться у специалиста.

Слух

что умеет ребенок в 1 месяц

Слух новорождённого ещё развит не полностью, но некоторые звуки младенцы всё же распознают: особенно голоса своих родителей, к которым они привыкли внутриутробно. Также груднички реагируют на резкие и громкие звуки. Если вам кажется, что малыш совсем не обращает на звук внимание, обязательно сообщите об этом своему педиатру.

Обоняние и вкус

В это возрасте малыши, как и все дети, предпочитают сладковатый вкус, поэтому с таким удовольствием пьют грудное молоко. А если мама съела что-то острое или кислое, ребёнок может выразить недовольство плачем. У новорождённых хорошо развито обоняние. Им нравятся сладковатые ароматы, а запах молока матери они могут улавливать с первых дней жизни.

Что важного происходит в первые 12 месяцев жизни ребенка

Если в первый месяц малыш напоминает кричащий пирожок, то уже со второго ребенок начинает реагировать на окружающий мир.

Третий месяц жизни новорожденный начинает озарять мир своей улыбкой и пытается лежать на животике самостоятельно.

На четвертом месяце малыш учится брать предметы — он сжимает и разжимает пальчики, тянет ручки, довольно уверенно держит головку и готовится к новым этапам развития.

Во время пятого и шестого месяцев ребенок предпринимает первые и нередко успешные попытки ползать и садиться, а уже к концу седьмого может делать это достаточно уверенно.

Восьмой месяц сопровождается появлением новых осознанных звуков, заинтересованностью в определенных игрушках и предметах, малыш пытается вставать, держась за опору.

Во время девятого месяца ребенок уже активно и быстро ползает, изучает окружающее пространство, играет в «ку-ку», понимает, кто мама, а кто папа, лучше спит ночами и уже постепенно переходит на обычную еду.

Десятый и одиннадцатый месяц часто становится временем первых осознанных слов и шагов. Малыш уже может четко говорить «мама», «папа», «дай», «ку-ку» и использовать простейшие словоформы в речи, например, подражать голосам животных.

Завершающий первый год жизни двенадцатый месяц является настоящим рубежом — ребенок уже многому научился и ему предстоит еще много нового и интересного впереди!

Чему учится малыш от 0 до 1 месяца

Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.

Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.

Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает.

Вы можете завести себе дневник, куда будете заносить все достижения вашего малыша: впервые улыбнулся, начал ползать, сделал первые шаги. Это поможет и проследить динамику развития, и сохранить приятные воспоминания на всю жизнь.

Физическое развитие:

  • Движения рук и ног хаотичные;
  • Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
  • Приподнимает головку, лежа на животе;
  • Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
  • Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).

Психоэмоциональное развитие:

  • Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
  • Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
  • Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
  • Прекращает плакать, когда его берут на руки;
  • Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).

Сейчас ваш малыш нуждается в особо тесном телесном и зрительном контакте с мамой и ее отклике на его нужды, что закладывает прочный фундамент психологического благополучия ребенка. В это непростое время семья проверяется на прочность и сплоченность: чтобы мама могла посвятить себя новорожденному, пусть другие члены семьи возьмут на себе все остальные заботы о доме.

Что умеет малыш от 1 до 2 месяцев

  • малыш начинает вытягивать ножки и ручки, к концу 2 месяца полностью раскрывает ладошки;
  • узнает лица родителей;
  • развивается слух и обоняние;
  • зрение еще не полностью сформировано, лучше показывать ребенку вещи на расстоянии полуметра;
  • может поворачивать голову и смотреть по сторонам лежа на животе;
  • начинает улыбаться на ласковое обращение;
  • может сжимать игрушки в руках;
  • реагирует на смену настроение окружающих (может понимать, когда его родители радуются, грустят или злятся).

С месяца ребенок уже неплохо адаптируется в окружающей среде. Теперь он спит не так долго. Продолжительность сна 11-13 часов. В дневное время малыш спит меньше, начинает бодрствовать. В этом возрасте грудничок развивается не только физически, но и психологически. У младенца постепенно начинает формироваться характер.

В этом возрасте появляются следующие умения:

Вес увеличивается примерно на 700 г, вырастает еще на 3 см.

Чему учится ребенок от 2 до 3 месяцев

  • дает радостную реакцию на голос родителей, активно улыбается;
  • агукает;
  • хорошо удерживает головку на весу;
  • начинает сосать кулачки;
  • учится переворачиваться со спинки на бочок.

Именно в этом возрасте у малыша начинает сформировываться режим. Это одно из самых главных достижений для родителей. Ребенок начинает просыпаться примерно в одно и то же время, кушает по расписанию. Ночной сон становится более продолжительным, а дневной уменьшается.

Если малыш будет чем-то недоволен или его будет что-то тревожить, он будет демонстрировать это своим криком и плачем. Таким образом он привлекает к себе внимание. Наблюдательные мама и папа смогут заметить первые проявления характера.

В этот период дети особенно жаждут общаться с окружающими. Родителям стоит почаще разговаривать с ребенком, рассказывать о происходящем. Для игр подойдут легкие погремушки. Нужно почаще класть ребенка на животик, чтобы укреплялись спинные и шейные мышцы, также это эффективно во время коликов.

Малыш вырастает еще на 2-3 см, в весе прибавляет 700 г.

В это время родителям стоит уделить внимание становлению характера, продумать методы дальнейшего воспитания, чтобы развить в малыше нужные качества.

Четыре месяца

Врождённые рефлексы постепенно угасают, а некоторые исчезают вовсе. Стремительно развивается желудочно-кишечный тракт, и колики перестают беспокоить ребенка. Малышу необходимо общение, он гулит, пытается распевать звуки. Некоторые малютки в этом возрасте даже смеются. Спит малютка в сутки по 15 часов, бодрствует — около 2 часов. Во время бодрствования родители должны проводить время максимально полезно для ребенка: делать массаж, гулять на улице, заниматься развивающими играми.

Четырехмесячный малыш должен прибавить за месяц около 700 граммов и 2,5 см.

Пять месяцев

В этом возрасте первоочередным для ребенка является эмоциональное общение. Он осознанно улыбается и смеётся. Многие детки, но не все, к началу шестого месяца уже сидят с опорой спины. Крошка распознает лица, разглядывает свое отражение в зеркале и сильно беспокоится при отсутствии мамы в поле зрения.

У ребёнка совершенная координация движений, он может хватать нужные предметы. Малыш может играть сам около 15 минут. Средняя прибавка веса составляет 700 граммов, а роста — 3 см. При дефиците веса педиатр может рекомендовать начать прикорм.

Развитие ребенка в шесть месяцев

В шесть месяцев ребенок свободно переворачивается со спинки на живот и обратно, повернувшись на бочок, старается сесть. В положении лежа на животе малыш опирается на вытянутые руки. Он легко узнает близких людей, не только членов семьи, но и друзей. Примерно в шесть месяцев в жизни малютки начинается довольно сложный период – прорезывание зубов. Именно в этом возрасте могут прорезаться первые зубы – нижние центральные резцы.

Развитие ребенка в шесть месяцев доходит до уровня, когда его плач может иметь не только физиологические причины (голод, мокрые пеленки, колики и т. д.), но и ярко выраженный эмоциональный компонент – появляются первые капризы, требующие от мамы немалого терпения и правильного реагирования.

Развитие ребенка: седьмой месяц жизни

Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.

  • На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
  • Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
  • Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
  • Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
  • С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
  • При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
  • С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
  • Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».

Развитие ребенка: восьмой месяц жизни

На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.

  • За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
  • Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
  • По просьбе старших может что-то принести или показать.
  • Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
  • Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.

Девятый месяц

Малыш с пирамидкой

  • Девятимесячный малыш продолжает свои попытки подняться на ножки;
  • Он уже увереннее встает и стоит у опоры, передвигается вдоль диванов, кроватей, по детскому манежу;
  • Во время ползанья может развернуться и поползти в обратную сторону. Умеет сесть из положения «лежа» и встать из положения «сидя»;

Важно! В это время ребенок пытается залезть на стул, диван, самостоятельно слезть оттуда. Родители должны быть все время начеку, чтобы предупредить опасные падения.

  • Кроха старается дотянуться до всего, что он видит. Если не получается, может выразить свое недовольство криком. Именно в девять месяцев чадо активно проявляет свой характер. Может начать сопротивляться одеванию и гигиеническим процедурам, даже если до этого переносил все безропотно. Ребенок испытывает страх потери мамы и не хочет даже ненадолго выпустить ее из поля зрения.

В девятый месяц развития ребенка возникают новые умения:

  1. Кроха учится мять и рвать бумагу, перелистывать книжки;
  2. Можете дать ребенку пластилин, только следите, чтобы он его не ел. Разминание пластилина укрепит кисти, разовьет мелкую моторику. Кроме того, это занятие очень нравится деткам;
  3. Словарный запас крохи постоянно пополняется. Детки быстро запоминают названия всех предметов, которые им показывают взрослые, знают также значения слов «дай», «принеси», «положи», «кушать», «нельзя» и др.

Десятый месяц

Малыш играет и с деревянным поездом
В десятый месяц развития ребенка его навыки продолжают совершенствоваться. Человечек уже может вставать и стоять без поддержки, пытается ходить. Умеет сесть из положения стоя. Проворно ползает по всей квартире.

В этом возрасте игры у детей совершенствуются:

  • Благодаря активному развитию мелкой моторики, ребенок уже может удержать в одной руке от двух до трех маленьких предметов. В 10 месяцев у крохи появляется ведущая рука;
  • Детки понимают, как играть в игрушки: умеют катать машинку, собирать и разбирать пирамидку (кольца ставят пока не по порядку). Знают, как играть с неваляшкой, умеют строить башенку из двух кубиков;
  • Ребенок может быть вовлечен в игру с детьми, если взрослые покажут ему, как это нужно делать;
  • Детки любят вкладывать стаканчики друг в друга;
  • Умеют катать, кидать мячик;
  • Открывают, закрывают дверцы шкафов, выдвигают и задвигают ящики. Могут положить игрушку в шкаф или ящик;
  • Перекладывают небольшие предметы в разные коробки и емкости;
  • Начинают совмещать предметы, например, толкают мячик палочкой;
  • С удовольствием играют с едой и водой;
  • Начинают интересоваться конструкторами из крупных деталей, только пока не собирают, а разбирают их;
  • Умеют перелистывать страницы картонных книжек.

Десятимесячные детки любят подражать взрослым, копируют их мимику. Используйте этот интерес маленького человечка, проговаривая с ним новые несложные слова. Кроха будет повторять их за вами.

В 10 месяцев дети хорошо запоминают названия животных, пародируют звуки, которые они произносят.

Ребенок может отреагировать на несложную просьбу: показать, спрятать, принести. Детки уже знают названия частей тела, показывают глазки, носик. Умеют обобщать понятия: например, показывают ручки у себя, у куклы, у папы, у девочки на картинке.

Малышу 11 месяцев: что он умеет

Ваш малыш становится гораздо самостоятельнее, а до первого дня рождения остается всего месяц. Скоро вы будете подводить первые итоги. Вы уже придумали, как пройдет первое торжество в жизни вашего ребенка? Начните составлять список гостей и продумывать праздничное меню!

Физическое развитие

  • Самостоятельно стоит;
  • Хорошо ходит за одну руку;
  • Делает первые шаги;
  • Нагибается при приподнимании предмета без приседания;
  • Приседает без опоры.

Психоэмоциональное развитие

  • Постепенно осваивает действия с предметами, соответствующие их назначению, — куклу укладывает спать, на машине перевозит грузы, собирает пирамидку, строит башенки из кубиков;
  • Может назвать большинство предметов в доме (на свой манер);
  • Использует разные средства для обозначения своих желаний, помимо плача, — переводит взгляд, показывает пальцем, утвердительно кивает или отрицательно качает головой;
  • Активно реагирует на незнакомую обстановку, людей, новую игрушку;
  • Пытается сам себя кормить с ложки.

Правша или левша? Если ребенок умеет пользоваться ложкой, любит рисовать, собирает пирамидки, вы наверняка уже заметили, какая рука у малыша доминирует. Можете провести тест: положите игрушку перед ребенком и посмотрите, какая ручка первая потянется к ней. Повторяйте тест регулярно, чтобы понять, левша ваш кроха или правша.

Двенадцатый месяц

ребенок-развитие-12-месяц

В почти годовалом возрасте, в большинстве случаев ребенок уже начинают ходить самостоятельно без опоры, стоять.  Активно участвуют в процессе питания, купания и одевания. Проявляет чувство заботы к игрушкам. Кормит их и укладывает спать. Повторяет звуки, которые услышит на улице, по телевизору или дома. Начинает произносить первые слова. Правда, эти слова не всегда всем понятны. Но те, кто будет внимательно слушать ребенка, их поймет.

  • Рост +1 см, вес +350 гр.
  • Стоит, встает из положения на корточках, самостоятельно ходит.
  • Перешагивает препятствия и приседает, чтобы поднять с пола предмет.
  • Активно участвует во всем, что его касается – одевание, мытье рук, чистка зубов.
  • Пользуется ложкой, пьет из кружки, умеет жевать твердую пищу.
  • Ярко проявляются пищевые пристрастия – малыш не ест, если еда ему не нравится.
  • Нуждается в родителях и привязан к своим игрушкам. Болезненно воспринимает отсутствие мамы или папы.
  • Собирает и разбирает игрушки; если нужно освободить руку, вкладывает предмет под мышку или в рот.
  • Знает, как пользоваться предметами – телефоном, молотком, веником.
  • Ищет предмет, даже если не видел, куда его положили.
  • Понимает все, о чем ему говорят.
  • Говорит о своих желаниях – «дай», «на», зовет маму, папу, бабушку.

Развитие ребенка за один год весьма стремительное. Всего за 365 дней, ребенок превращается из крохотного, не умеющим и не знающего ничего человечка в разумного. В 1 годик он уже умеет самостоятельно ходить, садиться, вставать, кушать, пить, играться, говорить, чувствовать и понимать. Главное оградить ребенка заботой и любовью в это время. Ни в коем случаи не ругайтесь при ребенке. Хоть он и маленький, но все-таки он все чувствует и понимает. Растите своих детей здоровыми, умными и сильными!

Один год

На этом этапе подводится итог умений, приобретённых за год. У ребенка прекрасно развита мускулатура, у него уже прорезались 1−8 зубов. Он самостоятельно сидит на корточках и встает без поддержки, забирается на диван и спускается с него.

Кроха говорит около 15 слов, собирает пирамидку и совершенствует свою долговременную память. Вес малыша должен быть втрое больше, чем при рождении. За месяц он вырастает на 1,5 сантиметра.

На этом этапе проводится плановый медицинский осмотр узких специалистов. При отставании ребенка от описанных норм волноваться не стоит. Он вскоре догонит своих сверстников. Как говорит Комаровский, развитие ребенка-мальчика по месяцам до года ничем не отличается от развития девочки.

Подводим итоги первого года

Итак, малышу год. Пройден самый важный в жизни этап! Эти 12 месяцев по тому физическому и психоэмоциональному развитию, через которое прошел ребенок, не идут ни в какое сравнение с любым другим годом жизни. Из беспомощного существа он превратился в человечка, который справляется  с целым набором операций, со своим характером, пристрастиями и наклонностями.

Физическое развитие

  • Самостоятельно встает, садится;
  • Ходит самостоятельно или с поддержкой с одной стороны;
  • Пережевывает твердую пищу;
  • Выполняет действия, заученные ранее, играя с игрушками.

Психоэмоциональное развитие

  • Произносит несколько слов (иногда в облегченном варианте), помимо «мама» и «папа»;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Знает имена нескольких взрослых и детей;казывает части тела;
  • Вопросительно смотрит на взрослого при затруднениях, в незнакомых ситуациях;
  • По-разному ведет себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Волнуется при встрече и прощании;
  • Имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия;
  • Пытается участвовать в одевании (поднимает руки вверх, поднимает ногу), умывании.

В возрасте одного года ребенок любит проявлять самостоятельность. Это стоит поддерживать и развивать дальше, например предлагая ему самому выбирать одежду для прогулки, еду на полдник, совместную игру или самостоятельное занятие. Если же самостоятельность начинает проявляться в виде эмоциональных выплесков, лучше дать малышу успокоиться (иногда и в этом ему потребуется ваша помощь), а позже объяснить, что вы от него хотели.

Чему научился малыш в первый годик жизни?

Календарь развития ребенка от рождения и до года заполнен множеством событий. К годовалому возрасту малыш умеет переворачиваться, ползать, сидеть, стоять, ходить. Ребенок залезает на кровати, диваны, слезает с них.

Детки умеют кушать ложкой, надевать и снимать шапочку и носочки, просятся на горшок.

Маленький человечек освоил игры: бросает и катает мячики, машинки, укачивает кукол. Играет в кубики, собирает пирамидку.
дети играются

Ребенок очень эмоционален, умеет улыбаться и хохотать, сердиться, грустить. Узнает родителей, предпочитает их общество компании других людей.

Если у вас еще остались вопросы, где взять понятные и простые шаги, что и как делать с ребенком до года, чтобы он рос спокойным счастливым и гармоничным, посмотрите курс Мой любимый малыш: главные секреты развития и воспитания ребенка до года.

Задаваясь вопросом о развитии крохи, не забывайте о том, что каждый человек индивидуален, даже если ему всего несколько месяцев от роду. Если ваш ребенок чего-то не умеет, это не повод для беспокойства; он обязательно приобретет этот навык позже.

Самое главное – это окружать малыша заботой и любовью, проводить с ним много времени, разговаривать с ним. Тогда будет и отдача, и очень скоро ребенок начнет радовать родителей все новыми и новыми умениями.

Возрастные нормы и стандарты лишь ориентир

Помните, что в развитии ребенка свою роль играет такое множество факторов, что строго оценивать его созревание в первый год жизни не возьмется самый придирчивый специалист.

Срок появления тех или иных навыков может быть растянут во времени от 2 до 6 – 7 месяцев. Например, особо активные дети могут пытаться вставать на ноги уже в 5 месяцев, те же, кто в силу своего темперамента никуда не торопятся, могут начать проявлять интерес к подобной активности лишь в возрасте одного года. Если вам кажется, что некоторые умения появляются у вашего малыша с задержкой, не бойтесь поговорить с вашим педиатром: у врачей общей практики богатый опыт и знания обо всех вариантах нормы.

Вы можете быть уверены, что, если с первых дней своей жизни ребенок полноценно питался и спал, бывал на свежем воздухе, получал достаточное количество физических и эмоциональных стимулов, был окружен любовью и заботой взрослых, вовремя проходил осмотры у педиатра и профильных специалистов — к своему первому дню рождения он вырос в прекрасного, здорового и счастливого малыша!

 

Отличия в развитии девочек и мальчиков

Обычно мальчики появляются на свет более крупными, нежели девочки. У доношенных мальчиков рост при рождении в среднем 54-56 см, а у девочек всего 50-53 см. Девочки на пару недель опережают мальчиков в психическом и физическом развитии. Но эта разница практически не ощутима.

Если при рождении девочки более миниатюрные, то со временем их физическое развитие начинает ускоряться. Костный скелет быстрее формируется у девочек, нежели у мальчиков. Но в целом те или иные процессы у каждого ребенка происходят индивидуально и не должны в полной мере соответствовать приведенным нормам.

Советы доктора Комаровского

Знаменитый педиатр Евгений Комаровский давно борется с навязанными стереотипами в плане ухода за детьми. Главное правило – полагаться на себя и здравый смысл, и не позволять окружающим омрачать непрошенными советами ваши будни. Мы выбрали 3 главных совета доктора Комаровского о новорождённых.

Пуповина

Задача родителей дать остатку пуповины контактировать с воздухом, чтобы она подсохла. Т.е. важно не кутать ребёнка, а устраивать ему дома воздушные ванны. Специально что-то делать с пуповиной не нужно.

Пеленание

В данном процессе нет ничего естественного и тем более полезного, говорит доктор. Ни одно живое существо на свете не пеленает своего детёныша, ограничивая его двигательную активность. Комаровский советует предпочесть распашонки и ползунки, хотя и не выступает против пелёнок. Тем более, что последняя гораздо дешевле подгузника.

Подгузники

Подгузники – средство облегчить родителям и самому малышу жизнь. А все доводы об опасности для здоровья подгузников – народный вымысел.

Частые проблемы и способы их решения. Когда стоит бить тревогу, а когда нет?

ребенок в 1 месяц

Как правило, пока мама или папа начинают беспокоиться по тому или иному поводу, советуются со знакомыми и ищут ответы в интернете, проблема исчезает сама по себе. Тем не менее, к небольшим недугам нужно быть готовыми, сохраняя спокойствие и здравый смысл.

Список самых распространенных проблем, с которыми сталкиваются новорождённые в первый месяц жизни:

Запор

Частота стула у младенцев зависит от типа вскармливания. У детей, которые питаются смесью, стул должен быть дважды в день, а у младенцев на грудном вскармливании – чаще (до 10 раз). Однако у последних стула может и вовсе не быть пару дней – это также является нормой.

Распознать проблему просто: если живот у ребёнка твёрдый и вздутый, кал твёрдый, а сам процесс дефекации причиняет малышу боль, у ребёнка запор.

Для лечения деликатной проблемы важно определить её причину. Вот лишь некоторые из них:

  • отсутствие жидкости (особенно в жару, когда воздух очень сухой);
  • питание кормящей матери или неподходящая для ребёнка смесь;
  • заболевания ЖКТ;
  • рахит и гипотиреоз (нехватка витаминов и микроэлементов может привести к запору с первых дней жизни);
  • стресс;
  • простудные заболевания или инфекции (высокая температура мамы может спровоцировать запор).

Насморк, заложенность носа и кашель

что должен уметь делать ребенок в 1 месяц

Заложенный нос и покашливания – нередкие спутники младенцев. Первое, что нужно сделать родителям – отрегулировать влажность в помещении. Ваши главные помощники: частые проветривания, влажная уборка и увлажнитель в помещении, где находится ребёнок. Если этого недостаточно, обратитесь к врачу, чтобы исключить инфекцию и аллергию.

Корочки на голове

ребенок 1 месяц

В первый месяц родители замечают чешуйки на коже головы грудничка. Специально избавляться от них не нужно. Всё, что можно сделать – смазать кожу головы малыша натуральным маслом, например, арганы или кокоса и вычесать корочки щёткой. Но даже если ничего не делать, ближе к году корочки сами сойдут на нет.

Мнение доктора Комаровского

Популярный сегодня доктор Комаровский доходчиво и интересно рассказывает о детках в своей книге «Начало жизни: ваш ребенок от рождения до 1 года», а также в своих видео-уроках.

Советы родителям от педиатров клиники Amel Smart

Возраст ребенка от рождения до 3 лет считается одним из самых важных в развитии головного мозга, психическом и физическом развитии ребенка.

Чтобы ребенок развивался правильно, чтобы вырастить его здоровым, педиатры рекомендуют родителям соблюдать такие правила:

  • 1 Правильное сбалансированное питание. Пища должна быть натуральной, богатой всеми необходимыми минералами, витаминами. Важно также вводить продукты в рацион малыша постепенно, в соответствии с возрастом, придерживаясь рекомендаций врачей.
  • 2 Своевременная вакцинация. Прививки помогут формированию иммунитета, защитят ребенка от опасных заболеваний.
  • 3 Категорическое табу на самолечение. Независимо от серьезности симптоматики нельзя давать ребенку какие бы то ни было лекарства, использовать средства народной медицины без назначения врача. Самолечение в некоторых случаях опаснее, чем само заболевание.
  • 4 Физические нагрузки и режим дня. Зарядка, спортивные кружки, активные игры, а также полноценный здоровый сон и ежедневные продолжительные прогулки на свежем воздухе имеют важное значение в правильном развитии ребенка. Они полезны для иммунитета, хорошего самочувствия и даже для хорошего настроения малыша.
  • 5 Запрет на гаджеты. Или, по крайней мере, минимальный доступ к продукции цифровой индустрии. Гаджеты негативно влияют на неокрепшую нервную систему малыша, память, когнитивные способности, внимание, зрение, развитие опорно-двигательного аппарата. Можно использовать смартфон (планшет) с целью развития, обучения, но нельзя использовать их для развлечения детей в свободное время.
  • 6 Здоровая атмосфера. Дома необходимо поддерживать порядок, регулярно проводить влажную уборку, проветривание, но не стремитесь создавать стерильные (тепличные) условия.

Для гармоничного развития не менее важны:

  • благоприятная эмоциональная атмосфера в семье;
  • общение;
  • совместное времяпровождение;
  • развивающие игры;
  • игры с другими детьми.

Миссия каждого родителя – вырастить ребенка здоровым и счастливым. Чтобы добиться этой цели нужно придерживаться рекомендаций педиатров, окружить ребенка любовью и заботой, создать условия для его развития и стать для него лучшим примером для подражания, ведь маленькие дети во всем стараются быть похожими на маму и папу

Источники

  • https://MedAboutMe.ru/articles/psikhicheskoe_razvitie_rebenka_chto_nado_znat_roditelyam_malysha/
  • https://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/po-mesyacam-do-goda/
  • https://isida.ua/article/kak-razvivaetsia-rebenok-do-godika/
  • https://findmykids.org/blog/ru/rebenku-1-mesyac-znaniya-navyki-i-umeniya
  • https://www.baby.ru/mycalendar/child/
  • https://AguLife.ru/calendopedia/pervyi-god-zhizni-rebenka-etapy-razvitiya
  • https://imoms.ru/blog/malyshi-do-1-goda/razvitie-rebenka-po-mesyatsam/
  • https://OurKids.ru/razvitie/do-goda/komarovskiy/
  • https://yandex.ru/health/turbo/articles?id=5834
  • https://uroki4mam.ru/razvitie-rebenka-po-mesyatsam-do-goda
  • https://razvitie-krohi.ru/razvitie-rebenka-do-goda/razvitie-rebenka-do-goda-po-mesyatsam.html
  • https://VseProRebenka.ru/razvitie/vozrast/kalendar-po-mesyacam-do-1-goda.html
  • https://www.amelsmart.com/ru/etapy-razvitiya-rebenka/

[свернуть]

Вам также может понравиться...