дети в 4 месяца
Общее развитие ребенка

Развитие ребенка в 4 месяца: что должен уметь, рост, вес и физическое развитие, питание

Особенности развития девочек

Четыре месяца – важный возраст для малыша. Младенец изменяется внешне, его туловище становится более пропорциональным. Наблюдаются определенные перемены в психологическом состоянии развития в 4 месяца ребенка. Девочки имеют меньший рост и вес, но психологически более крепкие, чем мальчики.

У детей в этом возрасте легко вызывается «комплекс оживления». Когда девочка видит маму с папой или других хорошо знакомых ей людей, она улыбается, начинает активно двигать ногами и руками, гулит.

Прочие особенности развития малышек в четырехмесячном возрасте:

Фото 2

  • девочка узнает маму и выделяет ее среди остальных лиц;
  • лепечет (временами родители могут услышать слоги «ба», «па», «ма»);
  • улыбается своему отражению в зеркале.

Поведение девочки в 4 месяца становится более дифференцированным. Если малышке нравится игра, то она улыбается, ведет себя активно. Уже появляются любимые игрушки, с которыми она готова развлекаться целый день.

Если забрать у девочки интересующую ее вещь, то она начнет плакать. Эмоции становятся более выраженными: малышка способна демонстрировать страх, обиду, гнев. Совершенствуются зрение, слух, осязание.

Ребенок легко находит источник звука, прислушиваясь и поворачивая голову в сторону шума. Девочки начинают воспринимать музыку: реагируют на мелодичные и ритмичные песни. Когда они слышат свое имя, прислушиваются и сосредотачиваются. Малышки любят рассматривать свои ноги, руки.

Дети в 4 месяца способны различать несколько цветов: синий, красный, желтый. Большое количество оттенков повышают нагрузку на нервную систему. Поэтому многоцветные игрушки малышам лучше не предлагать.

Каким должно быть физическое развитие

В 4 месяца ребенок увеличивает свою массу тела примерно до 5,5-6 килограммов. Разумеется, при подсчете следует учитывать вес при рождении и наследственный ген. Вес девочки будет немного меньшим, чем у мальчиков.

За 4 месяца новорожденный вырастет до 60-63 сантиметров, 40-45 сантиметров должна быть окружность головы, а окружность грудной клетки от 40 до 43 сантиметров.

Читайте также: Развитие ребенка в 3 года и 3 месяца

Средние показатели физического развития вносятся в таблицу, которая составлялась согласно статистическими исследованиями. Данные таблицы пригодятся родителям, чтобы узнать, в норме ли физическое развитие детей:

Возраст по месяцам.  Рост в см, девочек  Рост в см мальчики
Новорождённые дети 49 51
1 мес. 52 54
2 мес. 55 58,5
3 мес. 57 61,5
4 мес. 61 64,5
5 мес. 62 67,5
6 мес. 65 68,5
7 мес. 66 69
8 мес. 68 71,5
9 мес. 71 73,5
10 мес. 72 74,5
11 мес. 73,5 75,5
12 мес. 74 76,5

Что должен уметь ребёнок в 4 месяца?

Обязательно ознакомьтесь с информацией врача-педиатра, которая отвечает на очень важный вопрос, что умеет ребёнок в 1 месяц.

Ещё родителям будет полезно узнать, как развивается ребёнок в 2 месяца и что должен уметь двухмесячный малыш.

Узнайте из содержательной и познавательной статьи врача-педиатра о том, как происходит развитие ребёнка в 3 месяца.

Подробная информация от опытного детского доктора, рассказывающая о том, что умеет ребёнок в 5 месяцев и как с ним заниматься.

  • малыш обязательно должен уверенно держать голову и крутить шеей, смотря по сторонам;
  • приподнимается на предплечьях, удерживая верхнюю часть тела;
  • определяет источник звука, поворачивая к нему голову;
  • в 4 месяца ребёнок должен переворачиваться со спины на бок и дальше на живот. Учится переворачиваться с живота на спинку;
  • захватывает погремушку и удерживает её;
  • при потягивании за ручки пытается садиться.

Четвёртый месяц жизни – очень раннее время для целенаправленных присаживаний. Позвоночник малыша ещё не окреп для таких нагрузок. Эти навыки лучше осваивать после 5 месяца при условии, что ребёнок сам пытается сесть. Особенно важно это для девочки. Ранее присаживание может спровоцировать неправильное формирование расположения матки. В будущем это грозит проблемами с зачатием и родами. У мальчика всё не так строго;

  • всё тянет в рот. Таким образом младенец познает мир. Задача родителей – максимально обезопасить пространство вокруг малыша;
  • учится хлопать в ладоши;
  • при кормлении придерживает руками материнскую грудь или бутылочку со смесью.

Следите, чтобы возле ребёнка не оказалось мелких предметов или вещей, от которых можно легко отломать или откусить кусочек. Хоть зубов ещё и нет, дёсны у младенца достаточно крепкие, чтобы откусить кусок чего-нибудь мягкого или хрупкого.

Рефлексы

Так как ребенок быстро растет и развивается — первичные рефлексы новорожденных уступают место более совершенным. Среди них выделяют:

  1. Хватательный рефлекс Робинсона. Если в первые месяцы жизни рефлекс был безусловным, то теперь ребенок начинает осознанно тянуться к предметам. Умение не пропало, но перешло на другой качественный уровень. Раньше кулак малыша сжимался, как только ему в руки попадался какой-либо предмет, теперь же малыш выбирает то, что больше всего его заинтересовало. Оценив степень проявления этого рефлекса, заботливая мама сможет спрогнозировать качество и скорость развития мелкой моторики в будущем.
  2. Ползание по рефлексу Бауэра. К 4 месяцам этот рефлекс угасает практически полностью. Если раньше, почувствовав опору у ножек, малыш отталкивался и пытался ползти, то теперь он стремится ползти самостоятельно.
  3. Рефлекс Моро. Не проявляется к четырём месяцам у большинства детей – резкий звук уже не приводит к тому, что ребенок вздрагивает и раскидывает в стороны руки с открытыми ладошками.

Рефлексы-раздражители, от которых ребенок к 4 месяцам должен избавиться полностью:

  1. Рефлекс Переса. Ранее при проведении пальцами с легким нажатием вдоль позвоночника ребенок выгибался и вскрикивал.
  2. Рефлекс Галанта. Раздражение кожи у линии позвоночника уже не спровоцирует изгиб спины.

На плановом приеме врач педиатр обязательно оценит состояние вышеперечисленных рефлексов, и при необходимости направит малыша на консультацию к невропатологу.

Зрение

фото 3
Заботливые родители четырехмесячного малыша замечают, что цвет радужки ребенка меняется, и голубые при рождении глаза становятся карими, серыми, зелеными и т. д.

Изменения касаются не только внешности. Зрение младенца приближается к зрению взрослого человека. Исчезает косоглазие, вызванное слабостью мышц, появляется синхронность движений глазных яблок.

Малыш уже умеет следить за движущимися предметами, переводить взгляд с одной игрушки на другую и фокусироваться. Оптимальное расстояние для успешного рассматривания – 20–30 см. Ребенок становится восприимчив к цветам, любимыми в 4 месяца становятся желтый и красный, а затем синий и зеленый оттенки.

Важно! Не перенапрягайте зрение малыша – подберите ему игрушки, в которых сочетаются не более 4 цветов одновременно.

Слух

Слух ребенка становится все совершеннее. Малыш уже способен находить источник звука – он прислушивается, поворачивает голову в сторону его источника и находит его глазами.

Формируются и музыкальные предпочтения. Кто-то предпочитает медленные мелодии, кто-то веселые и задорные, а некоторые малыши любят исключительно мамины колыбельные.

Можно отметить зависимость активности малыша от звучащей музыки — колыбельные успокаивают его, а быстрые мелодии придают бодрости, двигательная активность заметно увеличивается.

Ребенок в 4 месяца различает голоса родителей, и уже способен понять – знаком голос или нет.

Важно! Разговаривайте с младенцем, описывайте все, что встречается на вашем пути на прогулках, читайте ему книги и повторяйте лепет – все это поможет вашему малышу заговорить гораздо раньше.

Поведение

фото 4
Четвертый месяц жизни малыша характеризуется его социализацией.

Он узнает родителей, даже если на них надета яркая одежда, шапка, очки или нанесен макияж.

На незнакомых людей ребенок реагирует спокойно, может не обращать внимания.

И напротив — свою маму он рассматривает с удовольствием, и очень расстраивается, потеряв ее из виду.

Проблемы первых трех месяцев остаются позади, и малыш становится значительно спокойнее, теперь проще определить истинную причину его слез и раздражительности. Однако не расслабляйтесь – с этого момента начинается период прорезывания зубов, характеризующийся болезненностью и зудом в деснах.

Показатели роста и веса

Оценить правильность развития ребенка помогают его физические показатели. Для этого грудничок ежемесячно проходит проверку на соответствие возрастным нормам. Так, сильное отклонение от общепринятых параметров в сторону уменьшения или, наоборот, увеличения может быть признаком нехватки (или переизбытка) того или иного полезного вещества, а также являться симптомом серьезного заболевания внутренних органов.

Мальчики немного опережают девочек по некоторым показателям, поскольку, как правило, рождаются крупнее, однако ежемесячная прибавка в весе и росте и у тех, и у других приблизительно одинакова.

Таблица физического развития в четыре месяца, согласно данным российских педиатров:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница

Вес мальчиков, кг 5,5 7,6
Вес девочек, кг 5,4 7,0
Рост мальчиков, см 58,7 64,5
Рост девочек, см 58,4 64,0
Окружность головы мальчиков, см 40,2 43,6
Окружность головы девочек, см 39,1 42,2
Окружность груди мальчиков, см 38,6 44,6
Окружность груди девочек, см 38,9 43,0

Согласно данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), нормы выглядят так:

Показатель Нижняя граница Верхняя граница

Вес мальчиков, кг 5,6 8,7
Вес девочек, кг 5,0 8,2
Рост мальчиков, см 59,7 68,0
Рост девочек, см 57,8 66,4
Окружность головы мальчиков, см 39,2 44,0
Окружность головы девочек, см 38,1 43,1

Малыши, рожденные раньше срока, могут сильно отставать от своих сверстников по показателям веса, роста и других значений, то же касается и детей, которые по наследственным причинам родились чрезмерно крупными.

Педиатры считают такую ситуацию вполне закономерной и советуют родителям сильно не волноваться, но и не оставлять проблему без внимания: в обоих случаях рекомендуется в первую очередь показать ребенка профильному специалисту, который поможет откорректировать рацион грудничка.

Психоэмоциональное развитие

  1. Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
  2. Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
  3. Улыбается своему отражению.
  4. Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
  5. Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
  6. Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
  7. Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
  8. Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
  9. Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
  10. Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.

Не надо утомлять ребёнка многоцветными игрушками. Большое число цветов и оттенков напрягают орган зрения и создают повышенную нагрузку на нервную систему.

Интеллектуальное развитие

 

Когда первый триместр позади, младенец начинает активно интересоваться окружающими предметами. Поддерживайте проявляющийся интерес, отправляясь с ребёнком на «экскурсию» по дому. Показывайте ему и давайте подержать различные предметы, проговаривая их названия. Пролистывайте вместе с ним первые книжки с картинками. Пока активно развивается слух напевайте песенки или рассказывайте разные истории.

Последние исследования ВОЗ (2019 г.) рекомендуют для обеспечения психического здоровья ребёнка:

  • заниматься разнообразными способами физической активности (игра на полу, взаимодействие со взрослыми);
  • не оставаться в ситуации ограниченной подвижности более 1 часа подряд во время бодрствования (в колясках, детских шезлонгах, автокреслах);
  • не проводить время у экранов, а лучше заменить такое свободное время общением с взрослыми;
  • получить 12–16 часов качественного здорового сна (ночной+ дневные сны).

Соблюдение данных рекомендаций позволит вырастить психологически и интеллектуально здорового ребёнка.

Психоэмоциональное состояние

развитие ребенка в 4 месяца жизни

На 4 месяце жизни ребёнок начинает лучше ориентироваться в пространстве и узнавать знакомые лица. При встрече с близкими он расплывается в улыбке, активно шевелит руками и ногами, издаёт раздельные бессвязные звуки, чтобы выразить свою радость. Он уже может определить, кто из окружающих мама. От него можно услышать не только отдельные звуки, но и краткие слоги, отдаленно похожие на произношение «ма», «па» или «ба». Слово «мама» он, конечно, ещё не говорит, но взрослые видят в его звуках первые зачатки членораздельных слов.

Кроха ярко выражает эмоции, и родитель может отличить их. Сразу понятно, когда ребёнок радуется, сердится или чего-то боится. В течение дня он активно проявляет интерес к своим рукам и ногам и замирает на секунду, когда кто-то произносит его имя. Воспринимает музыку и оборачивается в сторону, откуда доносится голос или источник звука.

К 4 месяцам зрение малыша становится похожим на зрение взрослого. Ребёнок различает красный, синий и жёлтый цвета, но утомлять его глаза и нервную систему разноцветными игрушками не нужно.

Предречевое развитие ребенка в 4 месяца

Малыш громко смеется при положительных эмоциях, повизгивает в ответ на общение со взрослым, сопровождающееся заигрыванием, щекотанием и т. д. Когда чем-то обижен или недоволен, плачет со слезами.
В одиночестве (когда он сухой, выспавшийся, накормлен и здоров) ребенок длительно, нараспев произносит гласные звуки (гулит). В процессе гуления он как бы играет со своим артикуляционным аппаратом, по несколько раз повторяет один и тот же звук, получая при этом удовольствие. Некоторые ученые сравнивают ребенка в период гуления с музыкантом, настраивающим свой инструмент. При гулении появляются звукосочетания «а-о-у», «ю-а-а». Формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. При гулении продолжают преобладать гласные звуки, но все чаще в сочетании с согласными «п», «б», «т», «д», «м». Появляются звукосочетания типа «гн-агн, ля-аля, рн» и т. д. Чаще и более четко говорит «агу» — агукает (еще с 2–3 месяцев начинает произносить похожее звукосочетание).

Сон, питание и распорядок дня

ребенку 4 месяца

В возрасте 4 месяцев ребёнка держат на естественном вскармливании, а если оно невозможно, то готовят молочную смесь и начинают давать понемногу овощного пюре или каши. Прикорм нужно вводить после рекомендации педиатра, давая в начале не больше 1 чайной ложки пюре в сутки. Прикорм увеличивают каждый день, доводя до 100 г в сутки.

Частота приёмов пищи постепенно сокращается. Достаточно 5-разового естественного кормления с последним приёмом молока в 20:00 или 21:00 или 6-разового кормления молочными смесями с интервалом в 3-3,5 часа между приёмами пищи. После вечернего «перекуса» малыш спокойно спит до 10 часов.

В основном дети постепенно перестраиваются на новый график питания. Переходный период может затянуться до 5-6 месяцев. В этом время они просыпаются по ночам, чтобы покушать. Не игнорируйте их потребности, но вместо грудного молока или молочной смеси давайте детский чай или разбавленный сок. Со временем они привыкнут к новому кормлению и будут спать до утра.

В 4 месяца ребёнка нужно учить, когда время для бодрствования, а когда для сна. В этом возрасте нужно придерживаться строго определённого графика. Не нужно соблюдать расписание поминутно, достаточно изо дня в день повторять одну и ту же последовательность действий.

физическое развитие ребенка в 4 месяца

Ежедневно кроха должен:

  • летом находиться на свежем воздухе не менее 3-4 часов в сутки, зимой — 1-2 часа. Прогулки укрепляют иммунитет и позволяют изучать окружающий мир;
  • слышать голос родителей, читающих короткие стишки или поющих песни;
  • играть с несколькими погремушками, различающимися формой, цветом или издаваемыми звуками;
  • заниматься гимнастикой после побуждения или в обед;
  • купаться в ванночках с травяными отварами, хвойными экстрактами или морской солью. Любые добавки нужно вводить с разрешения врача.

Приблизительно придерживайтесь следующего распорядка дня:

Время Занятие
7:00 Подъём, умывание и кормление
7:30 Игры в кроватке
8:00 Сон
9:30 Кормление и бодрствование
10:30 Прогулка на улице, во время которой ребёнок может заснуть
12:00 Кормление и гимнастика
14:00 Прогулка на улице со сном
16:00 Кормление, игры со взрослыми или прослушивание музыки
18:00 Сон
19:00 Малоподвижные игры и общение со взрослыми
20:00 Кормление, купание и подготовка ко сну
21:00 Ночной сон
01:00 По требованию питье чая или компота (желательно, без сахара)

Если к распорядку дня можно приучить малыша, то питание и сон зависит от физиологии. Дети, рождённые раньше срока или рождённые в срок, но в большом весе, могут отставать от сверстников.

Безопасный дом

Родители часто оставляют детей без постоянного присмотра во время сна, поэтому необходимо убедиться, что в кроватке или коляске малыш будет в безопасности. Теперь, когда ребенок стал более активным, еще раз проверьте прочность и надежность всех элементов детского спального места.

Всегда укладывайте ребенка спать на спину. Матрас должен быть ровным и не очень мягким. Не используйте подушки, уберите из кроватки мягкие игрушки. Постельные принадлежности должны быть из гладких, «дышащих» материалов, никаких пушистых простыней и одеял.

Важное о здоровье

Пора заняться зарядкой! Убедитесь, что вы с малышом «бодры, веселы и здоровы» — и можно начинать. Положите ребенка на спинку, совершайте его ручками круговые движения. Потом поднимайте и опускайте ручки. Осторожно поверните малыша сначала на один бок, потом на другой. Слегка надавите руками на его животик, приподнимите ножки и слегка потрясите их. Положите ребенка на живот. Согните его ножки в коленях, потом распрямите их и разведите в стороны. Затем соедините ножки вместе. Переверните малыша на спинку. Поднимите его ручки вверх, опустите вниз, скрестите и разведите в стороны. Внимательно наблюдайте за ребенком, не дайте ему переутомиться.

Напевайте веселые «спортивные» песенки, чтобы кроха мог почувствовать ритм упражнений. В конце занятия повозитесь с малышом, слегка пощекочите его, поцелуйте и похвалите за старание.

Питание четырехмесячного ребенка

По всем рекомендациям современных педиатров ребенок в возрасте четырех месяцев должен получать только грудное молоко. Если же по каким-то причинам мать не может держать малыша на естественном вскармливании, последнее заменяют качественными молочными смесями и вводят прикорм в виде небольшого количества овощного пюре или каши.

В 4−5 месяцев грудничка обычно переводят на 5-разовое кормление. Последний прием молока ориентировочно должен приходиться на 20−21 час, после чего здоровый и сытый малыш обычно спит около 10 часов. Тем не менее не все дети этого возраста способны так долго обходиться без питания и все еще просыпаются ночью для привычного приема пищи. Не следует игнорировать такие просьбы ребенка, однако вместо молока лучше дать ему немного детского чая или разведенного натурального сока. Постепенно малыш привыкнет к новому режиму питания и будет спокойно спать всю ночь.

График приема пищи у ребенка на искусственном вскармливании должен быть более точный и строгий, поскольку ни одна даже самая дорогая и качественная смесь не способна заменить натуральное материнское молоко.

Малыш-«искусственник» должен питаться не менее 6 раз в сутки с промежутками между кормлениями в 3,5 часа. Суточную норму смеси определяют таким образом: вес ребенка (в граммах) делят на 7. Полученное число является общим объемом, необходимым на сутки. Далее это количество равномерно распределяют на 6 порций. В среднем получается, что малыш за одно кормление должен употребить приблизительно 150−170 мл адаптированной смеси. Прикорм рекомендуется вводить очень осторожно после консультации с педиатром. Обычно начинать лучше с одной маленькой ложки в день, постепенно доводя суточную порцию до 100 г.

Социальные навыки

Мозг у малыша развивается быстро, достаточно скоро появляются социальные реакции на позитивный раздражитель: интерес, радость.

Что нужно освоить младенцу в социальном плане:

  • Улыбаться, понимать, что такое улыбка, реагировать ею на появление взрослого.
  • Смеяться, двигать ручками и ножками, когда становится весело.

Кроха начинает узнавать себя в зеркале и улыбаться

Кроха начинает узнавать себя в зеркале и улыбаться

  • Длительно гулить, издавать горловые звуки, интонации и пытаться их услышать.
  • Реагировать на свое собственное имя, когда его произносят.
  • Радоваться при виде любимой игрушки и при появлении новой.
  • Следить глазами за тем, что движется: игрушка, погремушка, животные, родители.
  • Реагировать на любимую музыку –это помогает иногда успокоить плачущего малыша, он даже может начать подпевать слогами.
  • Четко выделять голос мамы и папы, а также те голоса, которые он часто слышит.

Дополнительная информация. Особенную радость приносит маме и папе «комплекс оживления» крохи: увидев родителей, он начинает смеяться в голос, барахтаться конечностями и пытаться ухватить руки любимых близких.

Восприятие окружающего мира

Сколько должен съедать ребенок в 3 месяца

К этому периоду кроха начинает видеть хорошо вдаль. Он способен различать предмет на расстоянии 3-3,5 метров. Ввиду этого, находясь на прогулке, можно брать его на руки, показывать все вокруг, разговаривать и рассказывать о происходящем. Это упражнение можно применять и дома, чтобы кроха изучал окружающую обстановку и тренировал зрение.

С любопытством малыш изучает все вокруг

С любопытством малыш изучает все вокруг

Важно! Ребенок уже различает лица родителей, радуется, когда видит их. Теперь он начинает улыбаться не просто добрым людям, которые взяли его на руки, а папе и маме особенно.

Слух также способствует восприятию внешнего мира. Можно начинать слушать с чадом классическую музыку, читать сказки, петь. Малыш будет улавливать не смысл, а интонацию, окрасу, тембр, голос. Все это он запомнит и пронесет сквозь года – в тяжелые жизненные ситуации он будет слышать голос мамы внутри. Также кроха реагирует на громкий голос родителей, боится и начинает плакать, поэтому не стоит ругаться при нем. Речь становится более певучей, эмоциональной – малыш пытается подражать родителям, издавая бессмысленные слога.

Подходящие по возрасту развивающие игры

Девочки развиваются через игру. Поэтому важно активно заниматься с малышкой в период ее бодрствования. Игры, которые подходят для четырехмесячных девочек, приведены ниже в таблице.

Название игры Польза Суть игры
Мое второе «Я» Знакомит малышку с ее отражением в зеркале, учит узнавать свои части тела Взять девочку на руки, спиной к себе. Поднести к большому зеркалу и спросить: «Кто это? Это … (имя девочки)». Далее надо показать в отражении, где у девочки находятся глаза, носик, уши, рот, называя эти части тела. Взять ребенка за руку и постучать по зеркалу, провести по отражению.
Где хочу, там стучу Учит устанавливать причинно-следственные связи, развивает мелкую моторику, улучшает слух Взять какой-нибудь продолговатый предмет и стучать им по разным поверхностям, игрушкам, кастрюлям.
Достанем ползком Учит различать цвета (в частности голубой, зеленый, синий, красный, желтый), совершенствует двигательные навыки Выбрать игрушки разных цветов. Положить их в ряд перед малышкой. Девочка будет пытаться подползти к игрушке. Нужно побуждать ее тянуться за предметом.
Ау-у Учит находить источник звука, устанавливать зрительный контакт с родными людьми Положить малышку посередине комнаты на спину. Вставать в разные углы комнаты и звать ребенка. Девочка будет замирать, прислушиваться и искать родителей по голосу.
Полетели Тренирует вестибулярный аппарат Взять девочку подмышки, посмотреть ей в лицо и улыбнуться. Медленно поднимать ее над головой и опускать, приговаривая «Полетели-полетели и на головку сели».

Важно приобрести для малышки развивающие игрушки, для девочек четырех месяцев подходят:

Фото 6

  • погремушки;
  • музыкальные карусели;
  • резиновые фигурки животных;
  • разноцветные кубики;
  • маленькие мешочки с наполнителем (крупой, горохом, фасолью);
  • неваляшка.

Игрушки следует выбирать разные по фактуре, красочные. Отдавать предпочтение стоит проверенным и надежным производителям.

Что нужно учитывать при выборе игрушки

Чтобы ребенок в 4 месяца активно развивался, с интересом познавал все новое, лучше покупать для него яркие игрушки с красивым дизайном, конечно, из экологически чистого материала. Очень интересны будут такие игрушки:

  • яркий «Ванька-встанька»;
  • погремушки, в которых есть крупные по размеру бусинки;
  • разного вида кубики.

Ни в коем случае нельзя давать для игры мелкие предметы, оставлять детей без присмотра с игрушкой в руках. Чтобы понять, как играть с новым предметом, родителям следует немного помочь, к примеру, «Ваньку-встаньку» нужно опрокинуть взрослым, а младенец в это время обязательно станет наблюдать за движением, и в скором времени будет самостоятельно делать такие манипуляции. Специалисты рекомендуют периодически менять игрушки для развития, а старые прятать на определенное время. В дальнейшем можно вновь менять игрушки, и ребенок станет воспринимать старую забаву за новую, что непременно доставит ему массу удовольствия.

Полезные «обучалки»

Развивать малыша в 4 месяца нужно всесторонне. Помимо эмоций и речи, необходимо уделять внимание тактильному восприятию, физическому развитию, помогать крохе изучать свое тело, которым он начал живо интересоваться.

Мама может делать это, задавая вопросы (а где у нас носик, ротик, глазки?) и показывая нужную часть тела (вон наши глазки, вот ротик). Или воспользоваться игрой в «полетели».

Нужно взять ручки малыша, помахать ними, приговаривая: «Наши ручки полетели, на головку (носик, животик, ушки, глазки) сели!». При этом ладошки прижимают к названной части тела.

Основным способом изучения окружающего мира для ребенка сейчас по-прежнему остается тактильное восприятие. Он трогает, щупает, сосет, облизывает окружающие предметы, учится их хватать, трясти, крутить, дергать.

Поэтому развитию сенсорного восприятия также важно уделять внимание. Прекрасно подходят для тих целей развивающие коврики для детей. Шуршащие и звуковые элементы, игрушки, пришитые к ним, очень полезны для малышей этого возраста.

Можно купить готовый коврик или сшить самостоятельно, используя материалы разных фактур.

В этом возрасте малышу понравятся музыкальные игрушки с клавишами или кнопками, пищалки, «игрушки-мякиши» с шариковыми наполнителями. Пусть тренирует моторику, нажимая, ударяя, надавливая.

Очень полезно сшить небольшие мешочки из различных тканей (атлас, бархат, вельвет, фетр, хлопок) и наполнить их разными крупами. Пусть ребенок хватает их, трогает, щупает.

Кстати, хватать и щупать он может не только игрушки или мешочки. Любые безопасные предметы могут дать крохе тактильный опыт: деревянные, металлические, пластиковые, резиновые. Это может быть даже полиэтиленовый пакет или гусиное перо. Главное, чтобы мама следила за безопасностью крохи.

Развитие ребенка в 4 месяца: уход за младенцем, особенности питания и развивающие игры

Чтобы зрение было острым

Сейчас малыш уже довольно точно фокусирует взгляд на ярких предметах, может следить за быстро движущимся объектом.

Чтобы стимулировать развитие зрения, можно проводить несложные игры.

  • Положив малыша на животик, обратите его внимание на небольшой мячик яркого цвета. Катайте его перед глазами крохи в стороны. Он будет следить за ярким предметом взглядом.
  • Повесьте перед глазами малыша яркую гирлянду из игрушек, подвешенных на резинке. Он будет не только рассматривать их, но и толкать. А если ему показать, как весело они подпрыгивают, если за них дергать, кроха начнет повторять дергающие движения, тем самым развивая не только зрение, но и координацию «рука – глаз», что очень важно для правильного общего развития ребенка в этом возрасте.
  • Отлично развивают зрение и координацию игрушки-неваляшки. Покажите ребенку, как можно толкать неваляшку. Пока она будет раскачиваться, кроха не отведет от нее глаз, будет следить за раскачивающимися движениями, переводя зрачки из стороны в сторону, то есть тренируя глазные мышцы.

Яркие, сочные, контрастные цвета малыш воспринимает лучше, чем пастельные, размытые и нечеткие. Но многоцветная пестрота его тоже утомляет. Поэтому покупайте ему игрушки, сочетающие не более 4 цветов. То же самое относится к оформлению детской комнаты: она не должна слишком пестрить, 2–3 основных цветов вполне достаточно.

Развитие ребенка в 4 месяца: уход за младенцем, особенности питания и развивающие игры

Крепнем физически

Для гармоничного физического развития важно уделять внимание таким аспектам, как закаливание, массаж, гимнастика (необходимые упражнения обычно рекомендуют педиатры). Также физические занятия с ребенком в 4 месяца должны включать упражнения, стимулирующие переворачивания и ползание.

К этому возрасту у детей обычно нормализуется тонус мышц рук и ног, поэтому им необходимы упражнения, направленные на укрепление мышц сгибателей и разгибателей конечностей. Это поможет правильно и своевременно подготовиться к ползанию, а затем – к освоению навыка самостоятельной ходьбы.

Это упражнение полезно для мышц и суставов рук. Уложите младенца на спинку. Вложите в маленькие ладошки свои большие пальцы, чтобы малыш крепко вцепился в них. На счет «раз» осторожно разведите ручки в стороны. «Два» — плавно поднимите ручки вверх. «Три» — вытяните ручки вперед. «Четыре» — опустите их в исходное положение. Повторять можно до 7 раз.

Упражнение помогает развивать тазобедренные суставы и укреплять мышцы ног ребенка. Положите карапуза на спинку и аккуратно возьмите его за голени.

По очереди сгибая и разгибая ножки, плавно совершайте круговые движения, как во время езды на велосипеде. Можно сопроводить упражнение известным стихотворением: «Ехали медведи на велосипеде».

Старайтесь при выполнении упражнения держать ножки параллельно друг другу.

Упражнение укрепляет мышцы плечевого пояса, а также шеи и спины, стимулирует вестибулярный аппарат. Поднимите ребенка на руки животиком вниз, лицом вперед. Поддерживайте его под мышки, пятками уприте в свою грудь. «Полетайте» в таком положении. Можно имитировать гул самолета, чтобы крохе было еще интереснее. Заряд позитива вы получите в любом случае.

Проводите такие занятия, когда малыш здоров, накормлен, бодр и находится в хорошем расположении духа. Но не сразу после кормления, а через 25–30 минут.

Полезно делать упражнения под ритмичный счет. Это развивает слуховой анализатор ребенка и чувство ритма. А если занятия сопровождать ритмичной музыкой – это, кроме прочего, принесет крохе и немало удовольствия.

Ребенок в любом возрасте развивается правильно, если родители ему в этом помогают. И не только полезными играми, упражнениями или яркими игрушками. Основа своевременного развития – гармоничные отношения и здоровый психологический климат в семье, любовь и забота родителей, ощущение покоя, защищенности и собственной нужности, которые ребенок получает. Не важно, сколько ему месяцев и даже лет.

Как помогать малышу развиваться

Как помогать малышу развиваться
В 4 месяца ребенок напрямую зависит от контакта с мамой. Это же касается и развития его новых умений и навыков. Поэтому так важно брать малыша с собой, а не оставлять в манеже или в кроватке. К примеру, взять его с собой на кухню в коляске или слинге и, делая домашние дела, рассказывать ему все детали. Использование для этих целей кенгуру не рекомендуется до 6 месяцев, когда спинка ребенка окрепнет.

Следует постоянно говорить с младенцем, активно вести диалог. Крохе очень важно понимать и чувствовать, что он не только услышан, а является одним из главных действующих лиц разговора. Поэтому ему будет очень интересно послушать, как используется тот или иной предмет, какого он цвета, что еще бывает такого цвета. Если предмет безопасен, то можно разрешить малышу его пощупать и попробовать на вкус. Он будет рад таким новым нестандартным игрушкам. Тем более такие предметы или самодельные игрушки из бечевок, завязанных в узелки, меха и гладких тканей хорошо развивают моторику и дарят радость новых ощущений.

Режим дня

Ребенок уже может бодрствовать больше 2 часов подряд и во время этих периодов ведет себя очень активно.

Четырехмесячный ребенок спит в сутки до 15 часов. Ночной сон в этом возрасте длится около 10 часов. Дневных снов у многих детей 4 месяцев становится три, а их общая длительность составляет около 5 часов. Оптимальным временем укладывания на ночной сон называют 19-21 час. Если вы начнете укладывание позже, то возможны трудности из-за переутомления младенца.

Малыш на грудном вскармливании продолжает получать исключительно грудное молоко. При этом кроха начал прикладываться к груди реже. Обычно это происходит в процессе засыпания, во время сна, а также сразу после пробуждения. В результате у ребенка имеется уже достаточно точный режим кормлений.

Грудное вскармливание в 3 месяца

У ребенка на искусственном вскармливании режим питания более строгий. Он предусматривает определенный объем смеси и 6 кормлений в сутки с промежутками примерно 3,5 часа. Количество смеси, в которой нуждается кроха-искусственник в сутки, определяют, разделив вес малыша на 7. Это общее количество распределяют поровну на 6 кормлений.

В среднем младенцы 4 месяцев съедают 900-1000 мл адаптированной смеси в сутки. За одно кормление малыш получает в среднем 150-170 мл смеси. Также в этом возрасте детям, получающим смесь, начинают вводить прикорм. Первым блюдом прикорма выбирают овощи или кашу. Новый продукт дают во второе кормление, увеличивая его количество до 100 г

Обычный день

Общение с 4-месячным ребенком становится интереснее день ото дня. Режим дня каждого карапуза индивидуален и зависит от разных факторов, но чтобы понимать, на что ориентироваться, мы подскажем вам, как может выглядеть обычный день с ребенком этого возраста:

6:30 Пробуждение для первого кормления, гигиенические процедуры.
8:00 Первый дневной сон.
10:00 Пробуждение для второго кормления, период бодрствования.
11:30 Прогулка и второй дневной сон на свежем воздухе.
13:30 Возвращение домой, пробуждение для третьего кормления.
14:00 Период бодрствования, развивающие игры.
15:30 Прогулка и третий дневной сон на свежем воздухе.
17:00 Возвращение домой, пробуждение для четвертого кормления.
17:30 Период бодрствования.
19:30 Купание, пятое кормление, укладывание на ночной сон.
00:00 Пробуждение для шестого кормления и сразу после него засыпание.

Когда стоит беспокоиться

Каждый малыш развивается по своему графику. То, что один может освоить в 4 месяца, другой – сумел изучить в три, а некоторые могут запаздывать.

Есть некоторые моменты, на которые следует обратить внимание:

  • Если кроха не гулит, не лепечет, не проявляет никакой двигательной активности.
  • Отсутствуют реакции на звук (это голос мамы, музыка, произношение его имени родителем).
  • Нет реакции на появление знакомых людей, в частности, родителей.
  • Нет интереса к игрушкам и играм.
  • Малыш не удерживает головку, лежа на животике.

Малыш должен хорошо удерживать головку, лежа на животике

Малыш должен хорошо удерживать головку, лежа на животике

  • Не переворачивается или не пробует.
  • Нет осмысленной улыбки и реакции на улыбку взрослого.

Дополнительная информация. В этом возрасте малыш проявляет особый интерес к играм, поскольку познаёт внешний мир. Мама должна предлагать ему различные игрушки по формам, текстурам и материалам.

Если родители отмечают у своего ребенка три и более отклонений, значит, малыш развивается с некоторой патологией. Данные проблемы не стоит списывать на самотек, они достаточно серьезные. Чтобы их выяснить, необходимо обратиться к педиатру. Если получить квалифицированный совет вовремя – сделать шаг к быстрому и успешному выравниванию проблемной ситуации. Детский врач подскажет, какая сфера нуждается в развитии, поможет отыскать исток проблемы. В исключительных случаях может понадобиться медикаментозное лечение.

Определенных таблиц с навыками ребенка, где прописаны точные данные, не существует, ведь каждый малыш развивается индивидуально. Лучшим решением послужит наблюдение за своим чадом. Не стоит выискивать в нем никаких недостатков, а просто развивать в форме игры. Тогда кроха будет чувствовать любовь и заботу родителей.

Частые проблемы в этом возрасте и как их решать

Наиболее часто встречающиеся проблемы у детей в 4 месяца:

  • Режутся зубы. Ребенок становится крайне беспокойным, часто капризничает и не дает осмотреть десна. Помочь малышу можно приготовив для него специальную игрушку и местный анестетик, способный временно снять раздражение.
  • Плохой сон. Проблема касается, как правило, дневного сна, и может быть вызвана перевозбуждением, сухостью воздуха, неподходящей температурой и др. Проветрите комнату и поиграйте с малышом в спокойные игры или почитайте сказку, чтобы успокоить его.
  • Проблемы с кормлением. Малыш прикусывает мамину грудь, оценивая ее реакцию. Проблему решают силиконовые накладки на соски, продающиеся в аптеке.
  • Ребенок часто отвлекается во время кормления. Этот период можно только переждать, осмотревшись, малыш вернется к еде.

Немедленно обратитесь к врачу, обнаружив следующие признаки:

  • Неспособность удержать голову.
  • Лежа на животе, ребенок не пытается приподнять корпус.
  • Не переворачивается.
  • Не ищет источник звуков.
  • Не пытается хватать игрушки.
  • Присутствуют рефлексы, которые должны были уйти к этому возрасту.

Правила ухода за малышкой

Фото 4
Большую роль в развитии и росте детей играет уход за ними. Малышки любят купание, гимнастику, массаж. Каждое утро рекомендуется умывать лицо девочки, протирать глаза ватными дисками смоченными в кипяченой теплой воде, чистить уши и нос.

Поскольку младенцы становятся более подвижными, следует аккуратно обрезать ногти (тогда ребенок не сможет случайно себя поцарапать).

После купания стоит использовать детские крема для тела. Четырехмесячные девочки не любят оставаться в одиночестве, остро реагируют на отсутствие матери. Поэтому в период бодрствования нужно всегда быть с ними рядом.

Следует регулярно делать массаж и гимнастику для стимулирования правильного физического развития. Важно грамотно организовать распорядок дня. Девочка не должна быть голодной либо перекормленной. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.

Активные игры и гимнастику следует проводить в первой половине дня. Перед сном малышку стоит купать и успокаивать.

Очень важны для грудничков прогулки. Свежий воздух благотворно влияет на работу легких, головного мозга, насыщает все органы кислородом.

Солнечные лучи способствуют выработке витамина Д, который необходим для правильного роста и развития скелета.

Нельзя, чтобы девочка постоянно находилась в памперсах: это может приводить к появлению опрелостей, раздражения. Важно ежедневно организовывать воздушные ванны, во время которых оставлять малышку голышом (если, конечно, это позволяет микроклимат в квартире).

Нужно ли идти в поликлинику в 4 месяца? Прививки в 4 месяца

Плановый прием педиатра. Диспансеризация в этом месяце не проводится, следующая — в 6 мес.

Сводная таблица навыков и умений

Сфера развитияЧто происходит?

Двигательная активность «Комплекс оживления» возникает легко и часто: при контакте с малышом он широко улыбается, двигает ручками и ножками. Из положения лежа на животе опирается на ручки, приподнимая верхнюю часть туловища. Легко переворачивается на бок. Может делать попытки ползать по кроватке. Хорошо удерживает головку в вертикальной плоскости, вертит ей в разные стороны. При поддержке под мышки опирается ступнями о твердую поверхность (ножки при этом согнуты в тазобедренных суставах).
Движения ручек Развивается тактильная чувствительность: низко висящие над кроваткой игрушки трогает, хватает, тянет в рот обеими ручками. Погремушки хорошо удерживает, трясет их. С 4х месяцев развиваются целенаправленные действия с предметами: учится перемещать игрушки, двигать ими, извлекать звуки.
Навыки В процессе кормления придерживает мамину грудь или бутылочку. При виде груди тянется к ней, пытается захватывать.
Зрение Понимает, какое изображение объемное, а какое плоское. Хорошо следит за игрушкой в течение 3х минут. Узнает себя в зеркале. Узнает и радуется близким, на незнакомых смотрит спокойно и настороженно.
Слух С замиранием прислушивается к голосу, звукам, поворачивает головку в их сторону. Отличает голос близкого человека от незнакомца.
Эмоции Смеется в голос. Начинает реагировать на щекотку. Интересуется всем, происходящим вокруг. До 20 минут может играть сам с собой, трогая и двигая игрушки. Затем требует к себе внимания.
Речь Гулит, повторяя гласные на распев. Появляются первые слоги.
Интеллект Учится выполнять целенаправленные действия. Начинает понимать причинно-следственные связи: если нажать на выключатель, то свет погаснет.

Источники

  • https://momjournal.ru/razvitie-detej/deti-0-1-goda/4-6-mes/v-4-mesyaca-devochka.html
  • https://malyshuhod.ru/vospitanie/chto-po-mneniyu-specialistov-dolzhna-umet-devochka-v-4-mesyaca.html
  • https://kroha.info/razvitie/calendar/rebenok-v-4-mesyatsa
  • https://vashrebenok.org/razvitie/do-goda/4-mesyatsa.html
  • https://OurKids.ru/razvitie/do-goda/4-mesyatsa/
  • https://findmykids.org/blog/ru/chto-dolzhen-umet-rebyonok-v-4-mesyaca
  • https://mamuli.club/calendar/razvitie/mesyac4
  • https://www.baby.ru/mycalendar/child/month/4/
  • https://kpoxa.info/uxod-razvitie/umet-rebenok-4-mesyaca.html
  • https://pavsanatoriy.ru/psihologiya/razvitie-rebenka-v-4-mesyatsa-uhod-za-mladentsem-osobennosti-pitaniya-i-razvivayushhie-igry.html
  • https://babymir.net/rebenok-v-4-mesyaca-kalendar-razvitiya/
  • https://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/4-mesyaca/
  • https://VseProRebenka.ru/razvitie/vozrast/rebenku-4-mesyaca.html

[свернуть]

Вам также может понравиться...